В ходе Экспертного совета по науке при Верховном Совете Республики Хакасия представители научного сообщества республики и депутаты рассмотрели «болевые точки» сферы образования и перспективы подготовки кадров, востребованных на рынке труда в Хакасии.
В числе прозвучавших предложений – активное использование программы целевой подготовки востребованных специалистов. Однако сложившаяся практика применения программы, по мнению экспертов, требует изменения порядка работы.
Дело в том, что оценка региональных министерств, которые являются заявителями на целевую подготовку специалистов, не дает объективного прогноза потребности специалистов по тем или иным профессиям. Поэтому нужно сосредоточить анализ динамики рынка труда и формирование предложений на целевое обучение в отдельной, независимой структуре.
И вопрос достаточно острый. На сегодняшний день в школах Хакасии не хватает учителей физики, химии и математики. Проблема характерна и для многих других регионов.
«К сожалению, в последние годы снизилось количество школьников, которые любят математику и физику. Падает по Сибири количество выбравших математику – профиль для сдачи ЕГЭ. Средний балл по математике и физике невысок. Мы набираем всего одну группу на физмат, в советское время было 4 группы. Кто-то из 25 студентов отчистится, кто-то может уехать из региона. Оставшиеся пойдут преподавать физику и математику в школы (по 10 человек на направление). Этого катастрофически не хватает школам Хакасии. Сегодня в младших классах есть классы в,г,д. Скоро школьники станут старше, им потребуются учителя физики и математики и ситуация станет ещё сложнее. Необходимо срочно принимать меры. Нужно усилить работу по целевой подготовке учителей. В этом году мы заключили всего 8 целевых договоров. После обучения студенты пойдут работать в школы, с которыми у них договор. Нужна скоординированная работа Правительства Республики Хакасия, школ и вузов. Только тогда мы сможем решить эту проблему», - акцентировала в своем выступлении депутат Верховного Совета Хакасии, ректор Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, председатель Экспертного совета Татьяна Краснова.
Повышение интереса к профессии учителей точных наук неразрывно связано с повышением престижа к профессии учителя в целом.
Это многогранная проблема и «минусы», по которым молодежь не спешит в профессию, давно известны: низкая заработная плата, высокая загруженность, бумажная бюрократия, к которым технический прогресс добавил гаджеты. Теперь современные школьники любят использовать их для записи разыгранных сценариев по срыву уроков и жалоб на «злых» педагогов. Отсутствие правовой защиты педагогических работников, отметила Татьяна Краснова, нередко становится решающим фактором для выхода из профессии.
Заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия Григорий Назаренко, принимавший участие в работе Экспертного совета, согласился с высказанным мнением о необходимости повышения авторитета и престижа профессии учителя до уровня отношения к работникам образования в советский период:
«Нет смысла искать какие-то другие причины отсутствия интереса к профессии. Все прекрасно понимают, что без достойной оплаты труда, социальных гарантий и повышения требований к поведению учащихся эта ситуация не изменится. Вопрос федерального уровня, значит и работать над ним нужно совместно и целенаправленно».
Эксперты также обсудили тему развития передового инженерного образования. Директор ХТИ – филиала СФУ, заместитель Председателя экспертного совета Елена Бабушкина отметила, что на сегодняшний день и в стране и в республике специалисты по изобретению, разработке и практическому применению новых технологий очень востребованы. У республики есть свои достижения, но для того, чтобы увеличить число специалистов-инженеров в республике и не допустить их переезда в другой регион, также нужно позаботиться о престиже профессии.
Озвученные предложения войдут в число рекомендаций Экспертного совета для возможного применения в работе заинтересованных органов, организаций и должностных лиц.