ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 121
Федерального закона «О противодействии коррупции» и статью 2 Федерального закона
«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности,
и иных лиц их доходам»
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона «О противодействии коррупции» и статью 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» предложено отменить обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами представительных органов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Кроме того, законопроектом также предложено прекратить контроль за расходами данной категории лиц.
С вступлением в силу Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно изменились условия исполнения депутатами представительных органов муниципальных образований депутатских полномочий.
Часть обязанностей, распространявшихся ранее только на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, распространяются теперь и на депутатов, исполняющих свои полномочия на непостоянной основе.
Распространение ряда ограничений на депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе можно оценить положительно, а именно логичным представляется расширение круга лиц, на которых распространяется запрет на пользование иностранными финансовыми инструментами. Публично- властная деятельность в сложившейся сегодня внешнеполитической ситуации может оказаться несовместимой с зависимостью от иностранных финансовых инструментов.
В то же время спорным представляется распространение на всех депутатов механизмов контроля за их доходами и расходами.
Серьезные санкции за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по представлению сведений (в отличие от депутатов федерального и регионального уровня) влекут снижение интереса граждан к избранию в представительные органы муниципальных образований, который и так в настоящее время невелик, а в сельских поселениях указанная проблема стоит особенно остро.
Следует отметать, что у многих декларантов при представлении справок о доходах и расходах возникают значительные трудности, в частности негативно сказывается:
- отсутствие оформленных документов на многие объекты недвижимости и транспортные средства;
- необходимость декларирования банковских документов, когда затруднительно взять справку в банке (например, в удаленных сельских поселениях);
- недостаточный уровень правовых знаний, необходимых при составлении справок;
- проблема транспортной доступности, доступа к оргтехнике и телекоммуникационным сетям;
- коллизии антикоррупционного законодательства в отношении контроля за доходами, расходами лиц, замещающих муниципальные должности на непостоянной основе.
Кроме того, с 2018 года обязанности по проверке сведений о доходах и расходах лиц, замещающих муниципальные должности, возложены на высших должностных лиц и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что влечет дополнительные финансово- организационные затраты.
Так, на примере Кировской области можно отметить следующее.
По состоянию на 1 декабря 2017 года на территории Кировской области насчитывалось 3996 лиц, замещающих муниципальные должности, на которых возложена обязанность по представлению сведений о доходах и расходах. С учетом супругов и несовершеннолетних детей планируемое число справок, подлежащих проверке, увеличивается до 11988 штук.
По предварительным расчетам, для обработки одной справки (включая консультации по заполнению, прием и предварительный анализ ее содержимого, но без расчета времени на запросы в различные инстанции) одному специалисту потребуется 65 минут. С учетом ожидаемого количества справок общие временные затраты на указанную работу составят 779220 минут (12987 часов), или 1623 рабочих дня. Штатная численность подразделения администрации Правительства Кировской области, которому поручена проверка данных сведений, составляет 4 государственных гражданских служащих Кировской области. Таким образом, общее время проведения проверок из расчета на 1 человека составляет 406 рабочих дней (при том, что в 2018 году количество рабочих дней - 247). При имеющейся штатной численности и предполагаемом объеме справок указанная работа невыполнима в разумные сроки.
В денежном выражении, исходя из средней стоимости 1 трудодня государственного гражданского служащего Кировской области 1729,33 рубля (без вычетов НДФЛ и страховых взносов), затраты областного бюджета только на заработную плату, без учета расходов на материально-техническое обеспечение деятельности, составят 2806702,29 рубля (1623 дня * 1729,33 рубля).
В случае принятия предложенного законопроекта при общей численности депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе на территории Кировской области, 2513 депутатов, а с учетом супругов и несовершеннолетних детей приблизительно 7539 декларантов экономия трудозатрат и финансовых средств составит 1021 трудодень, или 1765645,93 рубля. При масштабировании указанных показателей на территорию всей Российской Федерации прогнозируется значительная экономия трудозатрат и финансовых ресурсов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.