Председателю Верховного Совета
Республики Хакасия
Штыгашеву В.Н.
ПРОТЕСТ
на Закон Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-3PX
«О муниципальной службе в Республике Хлкасия»
(в ред. от 20.12.2017), в части
22.06.2007 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия», который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 06.07.2007 за № 39-3PX и действует в редакции Законов Республики Хакасия от 01.11.2007 № 72-ЗРХ, от 07.05.2008 № 18-ЗРХ, от 30.06.2008 № 37-3PX, от 27.01.2009 № 06-ЗРХ, от 16.11.2009 № 118-ЗРХ, от 09.07.2010 № 65-ЗРХ, от 01.10.2010 № 89-ЗРХ, от 01.07.2011 № 62-ЗРХ, от 02.12.2011 № 112-ЗРХ, от 29.12.2011 № 141-ЗРХ, от 24.02.2012 № 05-ЗРХ, от 09.06.2012 № 43-3PX, от 13.11.2012 № 104-ЗРХ, от 03.06.2013 № 38-ЗРХ, от 16.12.2013 № 106-ЗРХ, от 26.12.2013 № 134-3PX, от 10.06.2014 № 49-ЗРХ, от 10.06.2014 № 50-ЗРХ, от 08.04.2015 № 27-ЗРХ, от 14.07.2015 № 63-3PX, от 14.07.2015 № 71-ЗРХ, от 09.03.2016 № 16-ЗРХ, от 06.06.2016 № 44-ЗРХ, от 12.12.2016 № 104-ЗРХ, от 03.10.2017 № 60-ЗРХ, от 07.11.2017 № 77-ЗРХ, от 20.12.2017 № 96-ЗРХ (далее - Закон РХ).
Тексты нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» 2007, № 49, № 67; 2008, № 26, № 42; 2009, № 5, № 86; 2010, № 55, № 72; 2011, № 61, № 110, № 123; 2012, № 21, № 51, № 95; 2013, № 32, № 80, № 87; 2014, № 37; 2015, № 21, № 58; 2016, № 20, № 44, № 95; 2017, № 64, № 76, № 90.
По результатам проверки установлено, что отдельные положения Закона РХ противоречат федеральному законодательству, содержат коррупциогенные факторы.
Так, частью 2 статьи 14 Закона РХ установлено, что в целях формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы органы местного самоуправления могут осуществлять организацию подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и с учетом положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и настоящего Закона.
Заключение договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном в приложении 4 к настоящему Закону.
Пунктом 2 приложения 4 к Закону РХ определена категория граждан, имеющих право участвовать в конкурсе.
В соответствии с пунктами 3, 4 приложения 4 к Закону РХ конкурс объявляется органом местного самоуправления и проводится конкурсной комиссией, образуемой органом местного самоуправления в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Информация о проведении конкурса публикуется органом местного самоуправления в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за один месяц до даты проведения конкурса.
Пунктом 5 приложения 4 к Закону РХ определены документы, представляемые претендентами для участия в конкурсе.
Вместе с тем в абзаце 1 пункта 7 приложения 4 к Закону РХ указано, что конкурсная комиссия проводит заседание и принимает решение о заключении договора о целевом обучении в порядке, установленном муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, для проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, что противоречит части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2017), согласно которой заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Иное не будет способствовать единообразию процедуры заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы между органом местного самоуправления и гражданином, гарантировать равенство прав граждан, желающих заключить договор о целевом обучении, во всех муниципальных образованиях, находящихся на территории Республики Хакасия.
На основании пункта 6 приложения 4 к Закону РХ конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании представленных документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, а также по результатам конкурсных процедур. Конкурсные процедуры по решению органа местного самоуправления могут предусматривать индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, прохождение практики, стажировки и другие процедуры, не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Методику проведения конкурсных процедур и критерии оценки претендентов определяет орган местного самоуправления.
Однако в приведенной норме регионального закона не определен срок, в течение которого конкурсная комиссия оценивает претендентов на заключение договора о целевом обучении, а также срок либо периодичность заседания конкурсной комиссии, а, следовательно, и срок принятия ею решения.
Такое положение лишает граждан возможности быть осведомленными о сроках принятия в конечном итоге решения о заключении договора о целевом обучении, а должностным лицам, в том числе обеспечивающим деятельность конкурсной комиссии, не позволяет определенно и единообразно толковать и применять указанную норму.
Кроме того, пункт 6 приложения 4 к Закону РХ указывает лишь на возможные виды проводимых конкурсных процедур (индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, прохождение практики, стажировки) без каких-либо критериев оценки, на основании которых конкурсная комиссия принимает решение о заключении договора о целевом обучении. Отсутствие единообразных критериев в приложении 4 к Закону РХ не гарантирует равенства граждан при прохождении конкурсных процедур, связанных с заключением договора о целевом обучении, во всех муниципальных образованиях, находящихся на территории Республики Хакасия.
Отсутствие четко определенных сроков либо периодичности заседания конкурсной комиссии, а, соответственно, и принятия ею необходимого решения по итогам конкурса, а также отсутствие критериев оценки претендентов на заключение договора о целевом обучении в приложении 4 к Закону РХ свидетельствует о наличии в пункте 6 приложения 4 к Закону РХ коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (в ред. от 10.07.2017).
Указанные коррупциогенные факторы в качестве негативных последствий влекут нарушение прав граждан на равный доступ к муниципальной службе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 11.11.2003 № 16-П, от 21.01.2010 № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой, нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
П Р Е Д Л А Г А Ю:
1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-3PX «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (в ред. от 20.12.2017) в соответствие с требованиями федерального законодательства.
2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.
И.о. прокурора республики Б.А. Крылов