ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 13 Федерального закона
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон о гарантиях прав ребенка) установлено, что имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и относится к объектам социальной инфраструктуры для детей, возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона о гарантиях прав ребенка принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Кроме того, пунктом 4 статьи 13 Закона о гарантиях прав ребенка установлено, что если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13 Закона о гарантиях прав ребенка, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.
Вместе с тем Законом о гарантиях прав ребенка не установлена обязанность проведения оценки последствий заключения договора безвозмездного пользования закрепленными за государственной или муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, объектами собственности для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Представляется целесообразным, чтобы договор безвозмездного пользования так же, как и договор аренды, не мог заключаться, если в результате его заключения могла быть установлена возможность ухудшения указанных условий.
Таким образом, в целях недопущения ухудшения условий пользования объектами социальной инфраструктуры для детей разработан проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий установление необходимости перед заключением договора безвозмездного пользования закрепленными за государственной или муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, объектами собственности, проведения учредителем в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13 указанного закона, оценки последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Вместе с тем необходимо отметить, что в случае, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (далее - образовательная организация), обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение.
Так, согласно части 3 статьи 41 Закона об образовании организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
На основании изложенного законопроектом также предусматривается исключение для образовательных организаций, в случае если такая организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение в соответствии с Законом об образовании.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие соответствующего законопроекта не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.