ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16
Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается внести в статью 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 329-ФЗ) изменение, направленное на ограничение утверждения общероссийскими спортивными федерациями норм, связанных с денежными компенсациями одного спортивного клуба или иной физкультурно-спортивной организации другому спортивному клубу или иной физкультурно-спортивной организации за переход несовершеннолетних спортсменов, которые не связаны с клубом, из которого переходит несовершеннолетний спортсмен, трудовыми отношениями.
В настоящее время пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 329-Ф3 общероссийским спортивным федерациям разрешено утверждать нормы, устанавливающие ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов в другие спортивные клубы или иные физкультурно- спортивные организации и спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта.
Таким образом, общероссийские спортивные федерации в соответствии с приказом Минспорта России от 23 мая 2014 года № 346 "Об утверждении перечня видов спорта, для которых общероссийские спортивные федерации по соответствующим виду или видам спорта вправе утверждать нормы, устанавливающие ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов, тренеров в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации" могут устанавливать ограничения и в виде денежных компенсаций за переход, в том числе и несовершеннолетних спортсменов, не состоящих в трудовых отношениях со спортивным клубом, в котором тренировался (занимался) и за который выступал на соревнованиях несовершеннолетний спортсмен.
Необходимо отметить, что денежные суммы (компенсации) согласно, например, статье 11 главы 4 положения "О статусе и переходах хоккеистов - учащихся хоккейных школ", утвержденного правлением ФХР (протокол от 29 июня 2017 года № 2/17), варьируются от 150 тысяч рублей, если спортсмену 12 лет, 400 тысяч рублей за 14-летнего спортсмена и по договоренности, если спортсмен выпускного года.
При этом и в том случае, когда несовершеннолетний спортсмен тренируется (обучается, занимается) в государственной бюджетной физкультурно-спортивной организации и переходит в другую государственную бюджетную физкультурно-спортивную организацию, государственная бюджетная физкультурно-спортивная организация, в которую переходит несовершеннолетний спортсмен, обязана согласно указанному положению "О статусе и переходах хоккеистов - учащихся хоккейных школ" перевести на счет государственной бюджетной физкультурно-спортивной организации денежную компенсацию в определенном размере.
С учетом того, что сметы расходов государственных бюджетных организаций не предусматривают расходы на компенсацию за переход спортсменов, при желании талантливого несовершеннолетнего спортсмена перейти для тренировок (занятий) и участия в соревнованиях в спортивный клуб или иную физкультурно-спортивную организацию более серьезного уровня возникает непреодолимое препятствие для его перехода, если руководители клубов или организаций не согласны разрешить переход несовершеннолетнего спортсмена без денежной компенсации.
Нарушения норм, утвержденных общероссийскими федерациями о переходе несовершеннолетних спортсменов, влечет штрафные санкции в виде недопущения к участию в соревнованиях.
Безусловно, предлагаемый законопроект даст возможность устранить все сомнения по поводу коррупционной составляющей пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 329-ФЗ, а также даст возможность талантливым несовершеннолетним спортсменам тренироваться в спортивных организациях с бюджетной обеспеченностью без каких-либо финансовых ограничений.
Также предлагаемый законопроект дает возможность спортивным организациям любой организационно-правовой формы защищать свои интересы, заключая со спортсменами трудовые договоры и таким образом определяя условия перехода.