ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования
межбюджетных отношений"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования предоставления межбюджетных трансфертов.
I. В части совершенствования межбюджетных отношений на федеральном уровне.
Установлена обязательность включения в федеральный бюджет на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований, предусматривающих компенсацию снижения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), вызванного принятием федеральных законов, за исключением случаев принятия указанных федеральных законов в целях финансового обеспечения перераспределения полномочий между публично-правовыми образованиями и (или) изменения доходных источников, не приводящих к снижению общего объема поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты) (пункт 2 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Уточнены полномочия Минфина России в части установления единой системы предоставления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации, а также сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках совершенствования автоматизированной системы ведения реестров во исполнение поручений Правительства Российской Федерации (пункт 4 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поскольку данные реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований в соответствии Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670, используются при определении предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, требования к форматам их представления должны быть едиными для всех субъектов Российской Федерации.
Уточняются условия предоставления бюджетного кредита субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию - отсутствие просроченной задолженности по бюджетным кредитам, полученным ранее (пункт 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законопроект предусматривает установление порядка распределения межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации:
1) федеральным законом о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации);
2) федеральным законом о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, иные дотации, иные межбюджетные трансферты).
Уточняются условия предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренные статьей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к которым предлагается отнести ограничения по предельным значениям объема заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований, установленные статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также исключить меры, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку применение указанных мер регулируется главами 29 и 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено правовое регулирование предоставления из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанные дотации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Предлагается исключить из статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации норму о Федеральном фонде финансовой поддержки субъектов Российской Федерации ввиду отмены понятия целевого бюджетного фонда (статья 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации утратила силу) и неприменения его в других нормах законопроекта.
Законопроектом определено "предварительное" (до принятия во втором чтении федерального закона о федеральном бюджете) согласование с субъектами Российской Федерации объемов распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета, предусматривающее направление главными распорядителями средств федерального бюджета до 20 августа текущего года высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации правил (проектов правил) и проектов распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. В составе материалов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предусматривается внесение проекта распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации (статьи 132, 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Процедура согласования с субъектами Российской Федерации объемов распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета в случае необходимости может быть урегулирована актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими конкретные правила предоставления и распределения субсидий, с учетом отраслевых особенностей распределения субсидий.
Конкретизированы случаи и основания, когда целевые межбюджетные трансферты могут представляться в форме иных межбюджетных трансфертов.
Законопроектом уточняется порядок предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации:
- устанавливается требование к федеральным законам и нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о необходимости включения в них порядка определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показателей (критериев) распределения общего объема таких субвенций;
- введено понятие "единой субвенции" бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, порядок формирования и предоставления которой устанавливается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации;
- урегулированы особенности использования субвенции на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки и (или) компенсации затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) и государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации.
Предусматривается возможность предоставления новых форм межбюджетных трансфертов, так называемых "горизонтальных" субсидий:
субсидий из региональных бюджетов другим региональным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и (или) расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Уточнены нормы, предусматривающие обязанность субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в случае, если просроченная задолженность по бюджетным и долговым обязательствам бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в течение трех месяцев непрерывно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, превышает 10 процентов от объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета (местного бюджета) в последнем отчетном финансовом году, на основании соответствующего уведомления Министерства финансов Российской Федерации (финансового органа субъекта Российской Федерации), заключить соглашение о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и утвердить план восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (статья 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Утверждение указанного плана и заключение с субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) соглашений о мерах по восстановлению платежеспособности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, может стать превентивной мерой, позволяющей своевременно выявить риски неплатежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и принять меры к их оперативному устранению.
II. В части совершенствования межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях.
Законопроектом в статьях 8, 9, 58, 63, 63.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняются бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением по установлению единых нормативов отчислений в бюджеты соответствующих видов муниципальных образований от отдельных видов неналоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением (соответственно от денежных взысканий (штрафов), предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях; платы за негативное воздействие на окружающую среду; платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; платы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков).
Уточнение бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением связано с необходимостью расширения собственной доходной базы местных бюджетов. При этом в соответствии с предусмотренным статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом единства бюджетной системы Российской Федерации установление нормативов отчислений от неналоговых доходов бюджетов в местные бюджеты должно осуществляться в виде единых нормативов отчислений для соответствующих видов муниципальных образований. Аналогичный принцип заложен при реализации пункта 1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении установления единых нормативов отчислений от налоговых доходов в бюджеты соответствующих видов муниципальных образований.
В отношении субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя уточняется возможность устанавливать для внутригородских муниципальных образований единые нормативы отчислений от всех неналоговых платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения. Уточняется, что к указанным бюджетным полномочиям относится определение объема, порядка предоставления и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований.
Из бюджетных полномочий муниципального района исключается возможность определения целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", т.е. на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, поскольку указанные положения были исключены из данного закона в связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законопроектом в статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняются названия форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам. Поскольку местным бюджетам могут быть предоставлены из бюджета субъекта Российской Федерации не только дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), но и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации, в данной статье предусматривается общая формулировка - "дотации местным бюджетам".
Признание утратившей силу части второй статьи 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации связано с наличием установленного в части первой данной статьи перечня форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, к которым относятся субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, осуществляемыми ими бюджетными полномочиями согласно статье 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соблюдением установленного статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа единства бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, в пункте 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов.
В статье 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняются основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам. Предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) при соблюдении соответствующими органами местного самоуправления условий, установленных пунктами 2-4 данной статьи, пунктом 3 статьи 92.1, статьями 106 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Уточняются подходы к расчету субъектами Российской Федерации уровней дотационности муниципальных образований, согласно которым из общего объема доходов местных бюджетов будут исключаться не только субвенции, но и иные межбюджетные трансферты между муниципальными районами и поселениями, предоставляемые в рамках заключаемых между ними соглашений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения.
Исключаются нормы неясного правоприменения, а именно "иные меры, установленные федеральными законами" при установлении субъектами Российской Федерации дополнительных мер по организации бюджетного процесса в отношении высокодотационных муниципальных образований.
Устанавливается особый порядок расчета уровня дотационности для преобразованных муниципальных образований, что не будет ограничивать органы местного самоуправления при принятии решений, связанных с преобразованием (объединением) муниципальных образований.
Расширяются случаи, при наступлении которых финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов. К этим случаям относится, в том числе невыполнение органами местного самоуправления условий соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности муниципального образования и (или) плана восстановления платежеспособности муниципального образования, а также невыполнение "высокодотационными" муниципальными образованиями обязательств, установленных соглашениями, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов соответствующих видов муниципальных образований.
Предусматривается обязательность заключения финансовым органом субъекта Российской Федерации с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально- экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования. Такая же обязательность по заключению соглашений предусматривается между муниципальным районом (городским округом с внутригородским делением) и поселениями (внутригородскими районами) в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) за счет средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом на уровне муниципального района (городского округа с внутригородским делением) предусматривается возможность заключения вышеуказанных соглашений с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) указанных муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) за счет собственных средств бюджета муниципального района (городских округов с внутригородским делением).
Законопроектом предусматривается утверждение финансовым органом субъекта Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года перечня всех муниципальных образований, являющихся дотационными, а не только с уровнем дотационности более 5 процентов.
Исключение пункта 8 из статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации связано с включением аналогичной нормы в статью 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроектом в статьях 8, 137, 138, 142.1, 142.2, 142.8 исключаются положения о региональных, районном, окружном фондах финансовой поддержки муниципальных образований в связи с исключением положения о фондах финансовой поддержки различных публично-правовых образований и их неприменением в других нормах законопроекта. Указанные фонды не являются непосредственно фондами денежных средств, у них отсутствует собственная экономическая база, указанные фонды являются одним из видов бюджетных ассигнований.
При этом в статьях 137, 138, 142.1, 142.2, 142.8 уточняются подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований путем предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным районам, городским округам с внутригородским делением) возможности при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующих муниципальных образований помимо налоговых доходов учитывать отдельные неналоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных образований в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением), а именно плату за негативное воздействие на окружающую среду; плату от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков; плату от передачи в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям.
В связи с внесенными Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. № 62-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменениями, в том числе в части исключения идентичности понятий "городского поселения" и "городского округа", являвшегося ранее городским поселением со статусом городского округа, городской округ исключается из перечня получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов), предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации.
Исключается выделение в составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) дотаций, отражающих отдельные показатели (условия), учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).
Предусматривается возможность снижения субъектом Российской Федерации размеров критериев выравнивания финансовых возможностей и критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также размеров дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований не только в случаях внесения федеральными законами изменений о перераспределении полномочий и (или) доходов бюджетов между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями, но и в случае внесения законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований изменений о перераспределении вопросов местного значения и (или) доходов бюджетов между соответствующими видами муниципальных образований, а также в случае внесения законами субъектов Российской Федерации изменений в перераспределение полномочий между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями.
При требовании о неснижении объема дотаций конкретному муниципальному образованию, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, будет учитываться объем указанных дотаций, замененный дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.
Вводятся нормы об утверждении на плановый период не распределенного между городскими, сельскими поселениями объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета муниципального района не более 20 процентов от общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов от общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода, а также об утверждении на плановый период не распределенного между внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета городского округа с внутригородским делением не более 20 процентов от общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов от общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
При предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением) предусматривается возможность введения мер ответственности за нарушение порядка и сроков подписания указанных соглашений. Такие меры должны быть направлены на обеспечение муниципальными образованиями достижения показателей экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Новая статья 138.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации вводится в целях конкретизации таких видов дотаций, как дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
Законопроектом в статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняются подходы к предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе субсидий, распределяемых на конкурсной основе, заключению соглашений о предоставлении субсидий.
Предусматривается возможность утверждения субъектом Российской Федерации не распределенного на очередной финансовый год и плановый период между муниципальными образованиями объема субсидий в размере не более 10 процентов от их общего объема.
В статье 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняется порядок расчета размера ограничения по иным межбюджетным трансфертам и дотациям местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, предоставляемым из бюджета субъекта Российской Федерации в местные бюджеты. В целях стимулирования органов местного самоуправления к достижению лучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований и устранения ограничений по предоставлению межбюджетных трансфертов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций предлагается исключить из расчета указанного предельного размера иных межбюджетных трансфертов помимо "федеральных" иных межбюджетных трансфертов и другие межбюджетные трансферты, в том числе дотации, предоставляемые в целях поощрения муниципальных образований и достижения наилучших значений показателей социально-экономического развития муниципальных образований и в целях ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Уточняются редакции статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части того, что методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законопроектом в статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняются подходы к предоставлению и распределению субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
Уточняются источники, за счет которых могут предоставляться субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в случае передачи субъектами Российской Федерации таких полномочий органам местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Предусматривается возможность формирования единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
Законопроектом в статье 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняются наименования форм межбюджетных трансфертов предоставляемых из местных бюджетов. В связи с исключением субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, а также в связи с введением "горизонтальных" субсидий на муниципальном уровне в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения используется обобщенное название субсидий - субсидии бюджетам муниципальных образований.
В связи с исключением понятия "региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований" используется понятие субсидии, предоставляемые из местных бюджетов в бюджеты субъектов Российской Федерации - субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в случаях, установленных статьей 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (т.е. "отрицательных трансфертов").
Уточняются подходы к предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов).
В статье 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность установления 20 процентов не распределенного на каждый год планового периода между городскими, сельскими поселениями объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета муниципального района.
В статье 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняются подходы к определению уровня, установленного законом субъекта Российской Федерации, для предоставления субсидий из бюджетов городских, сельских поселений (внутригородских районов) и (или) муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали вышеуказанный уровень. Данный уровень определяется по единой для каждой группы муниципальных образований методике, обеспечивающей сопоставимость их расчетных налоговых доходов.
Также конкретизируется вид муниципального образования (городской округ), в отношении которого, помимо городского округа с внутригородским делением, субъектом Российской Федерации устанавливается 1,3 - кратное пороговое ограничение при взимании "отрицательных" трансфертов из местного бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации.
Расширяется возможность взыскания субъектом Российской Федерации "отрицательных" трансфертов не только за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, но и за счет местных налогов и сборов, что позволит осуществлять взыскание с муниципальных образований, не получающих налоговые доходы по единым (дополнительным) нормативам отчислений в рамках межбюджетного регулирования.
Статья 142.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации излагается в новой редакции, поскольку предусмотренные в ней направления предоставления межбюджетных субсидий были исключены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предусматривается возможность предоставления "горизонтальных" субсидий из местных бюджетов местным бюджетам разных видов муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Законопроектом в статьях 142.4 и 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации конкретизируются цели направления иных межбюджетных трансфертов, направляемых из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений и обратно.
В статье 142.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняется порядок определения общего объема и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением. Предусматривается возможность установления не распределенного на каждый год планового периода между внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета городского округа с внутригородским делением в размере 20 процентов.
Законопроектом в статье 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена норма, уточняющая редакцию абзаца второго пункта 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Предлагается предусмотреть, что бюджетные полномочия исполнительно-распорядительного органа городского, сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, могут осуществляться местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального района, в состав которого входит указанное городское, сельское поселение, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительный орган городского, сельского поселения не образуется.
Данное положение направлено на исключение неоднозначного толкования данной нормы бюджетного законодательства Российской Федерации
и устранение возникающих на практике проблем по организации бюджетного процесса на уровне муниципальных районов и поселений.
Законопроектом в статье 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняется возможность создания муниципального дорожного фонда только в тех муниципальных образованиях, в которых органы местного самоуправления решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, что связано с решением муниципальными образованиями вопросов местного значения и осуществлением полномочий в сфере дорожной деятельности, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также в указанную статью вносятся изменения, предусматривающие расчет размера дорожного фонда субъекта Российской Федерации с учетом доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а не консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, что позволит субъектам Российской Федерации передавать нормативы отчислений о транспортного налога и других доходов для формирования дорожных фондов муниципальных образований.
Статьей 3 законопроекта предлагается установить, что предусмотренные им изменения вступают в силу со дня его официального опубликования и применяются, начиная с составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.