ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Республики Хакасия «О внесении изменений
в Закон Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления
муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями
по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Предметом законодательного регулирования проекта Закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются отношения в сфере обеспечения мерами социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящий проект Закона Республики Хакасия разработан в целях:
1) оптимизации расходов бюджета Республики Хакасия на приобретение или строительство жилых помещений для лиц данной категории;
2) установления единообразного подхода при предоставлении жилых помещений вне зависимости от вида и субъективных возможностей муниципального образования;
3) исключения нарушений бюджетного законодательства в связи с финансированием за счет средств бюджетов муниципальных городов и районов:
а) расходов на содержание приобретенных жилых помещений;
б) неустойки и судебных издержек за несвоевременную оплату товаров по муниципальным контрактам по приобретению жилых помещений вышеуказанной категории детей, начисленных по причине несвоевременного предоставления органам местного самоуправления субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия на осуществление переданных государственных полномочий;
в) исполнительных сборов по судебным производствам в отношении не предоставления жилых помещений детям-сиротам, возникающим в связи с невозможностью исполнения из-за недофинансирования переданных государственных полномочий или отсутствия жилья, соответствующего требованиям действующего законодательства;
4) усиления контроля за использованием средств республиканского бюджета на исполнение государственных полномочий.
Согласно нормам Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 85-ЗРХ), осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает, в том числе, предоставление жилых помещений. В общем объеме субвенции на осуществление органами местного самоуправления данных полномочии в соответствии с Методикой расчета, установленной законом, не предусмотрены штатные единицы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам, что не соответствует нормам статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Предоставление жилья для данной категории осуществляется двумя способами: приобретение на первичном или вторичном рынках жилья исходя из расчета среднерыночной цены квадратного метра в муниципальном образовании либо строительство нового жилья.
Среднерыночная цена формируется под воздействием различных факторов: качества продаваемого жилья, наличия коммунальных условий, социальных факторов продавцов и покупателей и т.д. и не учитывает требуемые санитарно- технические нормы для приобретаемого жилья, предусмотренные Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 107-ЗРХ).
В случае строительства на территории муниципального образования специализированного жилого фонда для детей-сирот, возникают дополнительные финансовые затраты на подготовку проектной документации, проведение изыскательских работ, подведение инженерных коммуникаций, благоустройства территории. На сегодняшний день из республиканского бюджета средства на реализацию переданных государственных полномочий выделяются только на приобретение жилья и компенсация данных затрат муниципальным образованиям законом Республики Хакасия не предусмотрена. Расходование собственных средств на данные виды работ не является целевым расходным обязательством муниципального бюджета и означает нарушение Бюджетного кодекса, что влечет административную ответственность для лиц его совершивших.
Кроме того, при наделении муниципальных образований государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, Законом № 85-ЗРХ не учитывалось, что приобретаемые в муниципальную собственность жилые помещения, включаемые в специализированный муниципальный жилищный фонд, потребуют их содержания, что при отсутствии соответствующего финансирования из республиканского бюджета, будет осуществляться за счет средств муниципального образования, как собственника этого фонда, самостоятельно.
Приобретенное или построенное жилье передается детям-сиротам по договорам социального найма в пользование на 5 лет с последующей передачей в собственность. На этот период жилой фонд переходит в собственность муниципального образования со всеми вытекающими условиями его содержания (ремонт и содержание, компенсация затрат за электроэнергию и коммунальные услуги по долгам временных собственников, получивших жилье, но не имеющим возможности и желания их оплачивать), что несет дополнительные нецелевые расходы и нарушение бюджетного законодательства.
В силу пункта 18 статьи 2 Закона № 107-ЗРХ список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории Республики Хакасия, формируется органом исполнительной власти Республики Хакасия (Министерством образования и науки Республики Хакасия), уполномоченным на организацию деятельности по опеке и попечительству. Это соответствует целям планирования бюджетных средств на приобретение и строительство жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с количеством детей-сирот, у которых наступают основания для предоставления жилых помещений в определенный период. Кроме того, это соответствует целям реализации Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 15-ФЗ), который определяет обязанность формирования единого списка льготников на уровне субъекта Российской Федерации и предоставление жилых помещений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации. Согласно Федеральному закону № 15-ФЗ устанавливается необходимость формирования специализированного жилищного фонда для детей- сирот и лиц из их числа в государственной собственности субъекта Российской Федерации за счет средств субъекта и субвенций из федерального бюджета. Соответственно, управление данным фондом, его содержание, а также предоставление жилых помещений из указанного жилищного фонда должно быть отнесено к компетенции государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению жилищным фондом.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 № 303-О и от 15.02.2005 № 58-0, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, расходы муниципальных образований по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Федерального закона № 15-ФЗ и Закона № 85-ЗРХ, относятся к расходным обязательствам Республики Хакасия и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Практика применения Закона № 85-ЗРХ показывает, что муниципальные образования Республики Хакасия при реализации переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, сталкиваются с множеством проблем, возникающим при покупке или строительстве жилых помещений для детей-сирот. Это отсутствие требуемого жилья на первичном либо вторичном рынках, несоответствия его санитарно-техническим нормам и правилам, неэффективность использования средств местных бюджетов при строительстве жилых домов и эксплуатации уже приобретенных, дополнительные расходы на исполнительные сборы и штрафы за неисполнение судебных решений по обеспечению жильем детей-сирот (составляют за 2017 год только по Бейскому району 1,6 млн. руб.).
Также в рамках исполнения данных государственных полномочий органы местного самоуправления столкнулись со следующими сложностями.
Согласно положений статьи 1(1) Закона № 85-ЗРХ, а также статьи 6 Закона № 107-ЗРХ гражданам вышеуказанной категории по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир. Однако субвенции из республиканского бюджета предоставляются муниципальному образованию лишь на приобретение жилых помещений. Тогда как коммерческие предложения по продаже жилых домов содержат и условия по приобретению у потенциальных продавцов и земельных участков, расположенных под указанными объектами недвижимости. Однако согласно требованиям статьи 1 Земельного кодекса РФ отчуждение одного без другого не представляется возможным.
Соответственно, встает вопрос экономической и правовой целесообразности наделения такими полномочиями органов местного самоуправления городов и районов Республики Хакасия, при условии, что финансовые взаимоотношения органов исполнительной власти республики и муниципальных образований по наделению государственными полномочиями с учетом последствий выполнения таких полномочий, законодательно недостаточно урегулированы. Происходит нерациональное расходование средств муниципального бюджета при нерешенности тем самым жилищного вопроса детей-сирот и лиц из их числа. При таком подходе передача, полностью или в части, государственных полномочий по жилищному обеспечению лиц указанной категории муниципальным образованиям противоречит смыслу Федерального закона № 15-ФЗ, является необоснованной и подлежит исключению из норм Закона № 85-ЗРХ.
Для справки: на 01 марта 2018 года более 2000 детей-сирот стоят на очереди для получения жилья, порядка 400 судебных решений находятся на исполнении. В законе о республиканском бюджете на 2018 год по данной статье расходов предусмотрено 189 млн. 325 тыс. рублей, в том числе 100 млн. рублей - средства республиканского бюджета. Этих средств не хватит на исполнение даже половины судебных решений, по остальным муниципальные образования получат дополнительные, не предусмотренные бюджетом, расходы на штрафы и исполнительные сборы в сумме примерно 15 млн. рублей.
Председатель
Совета депутатов
Бейского района Г.М. Котельникова