ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статьи 263 и 2611 Федерального закона «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»
(в части уточнения полномочий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации по обращению с безнадзорными животными)»
Законопроект внесен с целью конкретизации полномочий субъектов Российской Федерации в области обращения с безнадзорными животными.
Необходимость внесения таких изменений вызвана следующими проблемами, выявленными при правоприменении в этой области:
1. В настоящее время в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации относится организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Субъектами Российской Федерации применяются методы не только безвозвратного изъятия безнадзорных животных из среды обитания (отлов и содержание), но и методы, предусматривающие выпуск в прежнюю среду обитания отловленных безнадзорных животных, прошедших процедуру вакцинации, стерилизации (кастрации) и не проявляющих агрессии (ОСВВ).
Такой метод зарекомендовал себя как эффективный способ регулирования численности безнадзорных животных за счет сокращения популяции и агрессивности стерилизованных (кастрированных) безнадзорных животных, снижения распространения болезней вакцинированных животных, что подтверждается письмами от органов власти субъектов Российской Федерации в Государственную Думу. В регионах, где этот метод применяется, значительно снизилось количество безнадзорных животных и случаев заболевания бешенством и иными болезнями, снизилось число случаев агрессивного поведения безнадзорных животных.
Кроме того, как отмечают регионы, при применении таких методов значительно снижаются затраты из бюджетов субъектов Российской Федерации на организацию мероприятий по обращению с безнадзорными животными, а также повышается прозрачность использования бюджетных средств.
Однако, с принятием Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в законодательстве Российской Федерации установлен единственный метод обращения с безнадзорными животными - отлов и содержание, не предусматривающий при этом возможности выпуска вакцинированных, стерилизованных (кастрированных) безнадзорных животных в прежнюю среду обитания.
Безвозвратное содержание отловленных и вакцинированных (в соответствии с полномочиями по защите населения от болезней, общих для человека и животных) животных накладывает на бюджеты субъектов Российской Федерации значительную финансовую нагрузку, и многие регионы по истечении определенного срока вынуждены умерщвлять отловленных безнадзорных животных. Такие методы не отвечают тенденции гуманизации современного общества, вызывают серьезные волнения и протестные настроения среди граждан и общественных организаций.
Кроме того, как отмечают субъекты Российской Федерации в своих многочисленных обращениях в Государственную Думу (более 50 обращений за последний год), возвратный метод регулирования численности безнадзорных животных не только экономически обоснован, но и, благодаря выпуску в среду обитания вакцинированных, стерилизованных безнадзорных животных, позволяет создать естественную преграду на пути распространения в населенных пунктах бешенства и других заболеваний от диких животных, что эффективно обеспечивает реализацию целей Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Таким образом, считаем необходимым конкретизировать действующие в настоящее время полномочия субъектов Российской Федерации по обращению с безнадзорными животными, дополнив их возможностью выпуска вакцинированных, стерилизованных (кастрированных) и не проявляющих агрессии безнадзорных животных в прежнюю среду обитания.
Необходимость уточнения данных полномочий связана со сложившейся за последнее время судебной практикой, которая признает правовое регулирование, допускающее выпуск безнадзорных животных в прежнюю среду обитания, противоречащим действующему федеральному законодательству в связи с тем, что федеральное законодательство при обращении с безнадзорными животными предусматривает только их отлов и содержание.
Среди таких решений можно отметить апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2017 г. № 41-АПГ16-12 (Ростовская область); апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26 июля 2017 г. № 2-АПГ17-9 (Вологодская область); апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2018 г. № 44-АПГ17-29 (Пермский край), решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2018 г. № За-149/2018. После таких решений указанные регионы были вынуждены отказаться от положительно зарекомендовавшего себя гуманного метода регулирования численности безнадзорных животных.
В целях решения вопроса о возможности применения субъектами Российской Федерации приемлемых для них методов регулирования численности безнадзорных животных, в том числе - и посредством выпуска в прежнюю среду обитания безнадзорных животных, прошедших процедуры стерилизации и вакцинации от болезней (включая болезней общих для человека и животных), предлагается уточнить полномочия субъектов Российской Федерации по обращению с безнадзорными животными в части дополнения их возможностью использования возвратного метода регулирования численности безнадзорных животных.
2. Полномочия по обращению с безнадзорными животными не являются самостоятельными, а реализуются совместно с полномочиями по организации проведения на территории субъектов Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Однако, как показала практика субъектов Российской Федерации, такие полномочия не в полной мере отвечают всему спектру задач и целей в области обращения с безнадзорными животными.
Помимо предупреждения и предотвращения распространения заболеваний, актуальными являются вопросы защиты граждан от агрессивных действий животных. Также важными за последнее время становятся вопросы гуманного отношения к животным.
В этой связи, чтобы не ограничивать возможности регионов по обращению с безнадзорными животными, полагаем целесообразным выделить такие полномочия субъектов Российской Федерации в отдельные, не зависимые напрямую от «ветеринарных полномочий», при этом они не будут считаться новыми, так как осуществлялись регионами и ранее.
3. Порядок и необходимые процедуры осуществления субъектами Российской Федерации полномочий по регулированию численности безнадзорных животных с применением методов ОСВВ будут устанавливаться в законодательных актах регионов. Следует отметить, что и сегодня рядом субъектов Российской Федерации приняты такие законодательные акты, но они не могут применяться в связи с позицией Верховного Суда Российской Федерации о недостаточности правового регулирования вопросов возвратного метода регулирования численности безнадзорных животных на федеральном уровне.
4. Законопроект не устанавливает новых полномочий, а лишь конкретизирует уже действующие, на которые субъекты Российской Федерации ежегодно выделяют финансирование.
Кроме того, применение метода ОСВВ в отношении безнадзорных животных может способствовать снижению затрат субъектов Российской Федерации на полномочия по регулированию численности безнадзорных животных (согласно письмам и информации органов власти субъектов Российской Федерации).
Таким образом, положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации об определении источников и порядка исполнения новых видов расходных обязательств не распространяются на данные изменения в связи с тем, что законопроект не предусматривает увеличения расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств и не вводит новые виды расходных обязательств, которые ранее не исполнялись ни одним публично- правовым образованием, а лишь конкретизирует имеющие полномочия, устанавливая право, а не обязанность применять метод ОСВВ при регулировании численности безнадзорных животных.
В этой связи, принятие законопроекта не потребует финансовых затрат из средств федерального бюджета, а также дополнительных средств бюджетов субъектов Российской Федерации.