ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесение изменения в статью 47
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
в части предоставления компенсации расходов на оплату взносов
на капитальный ремонт педагогическим работникам, проживающим
и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках
(посёлках городского типа)»
Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части предоставления компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)» вызвана необходимостью устранения правового пробела при предоставлении отдельных гарантий в отношении указанных групп граждан.
В частности, пунктом 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющей правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, а также гарантии их реализации, установлен ряд таких гарантий.
Так, указанным пунктом установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов на оплату жилых помещений и потребленных коммунальных услуг, занимаемых ими жилых помещений в полном объеме без каких-либо ограничений, и субъект Российской Федерации, которому было передано право на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих размер, условия и порядок возмещения упомянутых выше расходов, не наделен правом на уменьшение объема социальных выплат.
Одновременно с этим правоприменительная практика порой искажает смысл, заложенный в нормах федерального законодательства. В частности, граждане сталкиваются с тем, что уполномоченные органы исполнительной власти отказывают им в компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт, неправомерно утверждая, что данная компенсация не входит в перечень гарантий, утвержденных п. 8 ст. 47 вышеуказанного Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Одновременно с этим ряд судебных инстанций уже вынес судебные решения, подтверждающие необходимость осуществления таких компенсаций (решение Волжского городского суда Республики Марий Эл по делу №2- 981/2017; решение Волжского городского суда Республики Марий Эл по делу № 2-907/2017).
При вынесении решений о неправомерности отказов уполномоченных органов в принятии решений о компенсации расходов за взносы на капитальный ремонт в отношении указанных групп граждан суды руководствовались, в частности, тем, что в силу ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Одновременно с этим судами было отмечено, что из системного толкования положений ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч.8 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что гарантированная федеральным законодательством мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения не исключает расходы, связанные с оплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, управление многоквартирным домом, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение.
Таким образом, проект настоящего федерального закона направлен на устранение правового пробела в части уточнения предусмотренных п.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» компенсаций расходов на оплату взносов на капитальный ремонт педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа).