ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
Проект федерального закона «О внесении изменений Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» направлен на совершенствование регулирования оборота отходов производства и потребления в части осуществления расчетов за сдаваемые металлургическим предприятиям и заготовительным организациям лома и отходов черных и цветных металлов. Проект предусматривает установление безналичной формы расчетов при осуществлении деятельности по приему у физических лиц лома и отходов цветных и (или) черных металлов в целях их дальнейших заготовки, хранения, переработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения, и реализации.
Предлагаемые законодательные изменения направлены на реализацию подпункта «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» № Пр-140ГС от 24 января 2017 года, которым предписано внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления и предусматривающие, в частности, участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Деятельность по обращению с ломом и отходами металлов - это отдельная значимая отрасль экономики России, отвечающая за сырьевую безопасность металлургии и экологизацию. Действующая государственная политика направлена на всестороннее развитие отрасли.
Вместе с тем в настоящее время в данной отрасли сохраняется ряд проблем, препятствующих ее эффективному развитию. Одной из таких проблем является осуществление расчетов в наличной форме в случае приобретения лома. По статистике объем наличного оборота составляет 95%. И лишь 5% расчетов осуществляется в безналичном порядке.
Участники отрасли сбора и переработки лома снимают значительные объемы наличных денежных средств с банковских счетов в целях осуществления расчетов с продавцами лома. Данный порядок расчетов является привычным для участников рынка с учетом отсутствия альтернативных вариантов в истории развития отрасли. При этом неконтролируемый вывод наличных денежных средств стимулирует развитие теневых схем и вызывает повышенное внимание и недоверие со стороны контролирующих органов, что негативно отражается на добросовестных участниках рынка.
Привычный подход не позволяет подтвердить целевое распределение снятых юридическими лицами наличных денежных средств, обоснованность объемов выплат, как с точки зрения рыночной стоимости лома, так и с точки зрения идентификации конечных получателей денежных средств - продавцов лома. С момента снятия со счёта юридического лица дальнейшее движение денежных средств невозможно проследить на уровне банковской системы. В связи с чем отрасль отнесена банковским сектором к одним из рисковых направлений, что ведет к удорожанию банковского обслуживания или закрытию расчетных счетов компаний.
Применение безналичной формы оплаты полностью минимизирует описанные риски. Информация о расчетах в отрасли становится прозрачной как для кредитных организаций, обслуживающих переработчиков, так и для Банка России, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу, которые получают возможность доступа к расчетным и идентификационным данным получателей денежных средств.
При этом существующие на рынке банковские сервисы позволяют физическим лицам комфортно использовать средства, поступающие на банковские счета за сдачу лома для последующего осуществления безналичных расчетов либо для снятия наличных денежных средств.
Проект также соответствует стратегии государства, направленной на увеличение доли безналичных расчетов (пункт 2в перечня поручений Президента Российской Федерации по экономическим вопросам № Пр-707 от 12 марта 2012 года).
При этом проект сохраняет возможность расчетов в наличной форме, если такие расчеты ограничены 10 тысячами рублей на одно физическое лицо при условии, что общая сумма расчетов наличными денежными средствами с составляет не более пятидесяти тысяч рублей в течение одного календарного месяца. Такое ограничение покрывает потребность физических лиц - продавцов лома в расчетах наличными денежными средствами в регионах со слаборазвитой банковской инфраструктурой, и при этом не позволяет осуществлять продажу лома в промышленных масштабах, оставаясь в неконтролируемой и непрозрачной зоне оборота, а также исключает дробление операций на микроплатежи с сохранением неограниченного объема закупок от одного физического лица за наличный расчет.
Таким образом, предлагаемые изменения повышают прозрачность данной отрасли экономики для государства, препятствуют криминализации экономических отношений в части легализации и незаконного оборота наличных денежных средств, а также коррупции при осуществлении контроля за деятельностью субъектов, и вместе с тем укрепляют экономическое положение добросовестных участников рынка.