Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 396
Земельного кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан в целях устранения трудностей, возникающих при применении резидентами территорий опережающего социально-экономического развития положений Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 473-ФЗ) территория опережающего социально-экономического развития представляет собой часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
В ряде субъектов Российской Федерации созданы такие территории.
В частности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2016 № 974 на территории городского округа Тольятти (Самарская область) создана территория опережающего социально- экономического развития «Тольятти».
В целях обеспечения функционирования режима территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» сформирована региональная нормативная правовая база, которая создает максимально привлекательные условия для получения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития и обеспечивает выгодные конкурентные преимущества в получении налоговых льгот по сравнению с территориями опережающего социально- экономического развития в других моногородах Российской Федерации.
Для осуществления экономической деятельности в целях реализации инвестиционных проектов резидентам территории опережающего социально- экономического развития необходимы земельные участки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 390 утверждены Правила передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, и Правила распоряжения управляющей компанией, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, переданными ей в собственность или аренду земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, расположенными на территории опережающего социально-экономического развития, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально- экономического развития.
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем предоставление земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, управляющим организациям, осуществляющим функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, и резидентам территории опережающего социально-экономического развития не является случаем предоставления таких земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии со статьей 396 Земельного кодекса Российской Федерации.
На практике складывается ситуация, при которой резиденты территории опережающего социально-экономического развития, намеревающиеся реализовывать инвестиционные проекты, вынуждены участвовать в аукционах на право заключения договора аренды земельного участка, что влечет дополнительные временные и финансовые затраты, и при этом победителем в таком аукционе может быть признан иной участник.
Учитывая вышеизложенное, законопроектом предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации, предполагающее, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может заключаться без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту территории опережающего социально-экономического развития и управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, в границах указанной территории.
Аналогичные исключения в настоящее время закреплены данной нормой применительно к резидентам особой экономической зоны, лицам, с которыми заключены специальные инвестиционные контракты, резидентам зоны территориального развития (подпункты 21, 232, 28 пункта 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации).
Законопроект направлялся на рассмотрение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии. По результатам рассмотрения проекта законодательной инициативы № 7-465 названная Комиссия подержала концепцию законопроекта, предложив уточнить конкретные цели, для которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов резиденту территории опережающего социально-экономического развития и управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития.
В связи с этим обращаем внимание, что, исходя из системного толкования положений статей 9, 13 и 14 Федерального закона № 473-ФЭ, земельные участки в границах территории опережающего социально- экономического развития могут быть переданы в аренду резиденту территории опережающего социально-экономического развития и управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случаях, если это предусмотрено условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития и соглашения об осуществлении деятельности для осуществления заявленной экономической деятельности.
На основании изложенного предлагаем пункт 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации дополнить условием о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может заключаться без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту территории опережающего социально-экономического развития и управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, в границах указанной территории в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально- экономического развития в Российской Федерации».