Прокуратура
Российском Федерации
ПРОКУРАТУРА
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
30.01.2019 № 22-17-2019
Председателю
Верховного Совета
Республики Хакасия
Штыгашеву В.Н.
ПРОТЕСТ
на пункт 6(3) части 1, пункт 14 части 2 статьи 6,
статью 14(1), абзац 6 части 3 статьи 15(3)
Закона Республики Хакасия от 11.03.2008
№ 03-ЗРХ «Об отходах производства и потребления»
(в ред. от 09.06.2018)
27.02.2008 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «Об отходах производства и потребления», который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 11.03.2008 за № 03-3PX и в настоящее время действует в редакции Законов Республики Хакасия от 04.05.2009 № 44-ЗРХ, от 08.11.2011 № 100-ЗРХ, от 24.02.2012 № 15-ЗРХ, от 16.12.2013 № 100-ЗРХ, от 08.05.2014 № 34-3PX, от 06.11.2015 № 92-ЗРХ, от 21.12.2015 № 123-3PX, от 11.11.2016 № 81-ЗРХ, от 23.12.2016 № 113-3PX, от 09.06.2018 № 36-3PX (далее - Закон № 03-ЗРХ).
Тексты нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии», 2008, № 12; 2009, № 28; 2011, № 98; 2012, № 21; 2013, № 80; 2014, № 28; 2015, № 71, № 98; 2016, № 70, № 100; 2018, № 39.
По результатам проверки установлено, что отдельные нормы Закона № 03-ЗРХ противоречат федеральному законодательству в связи с его изменением.
Пунктом 6(3) части 1 статьи 6 Закона № 03-ЗРХ определено, что к полномочиям Правительства Республики Хакасия в области обращения с отходами относится установление содержания и порядка заключения соглашений между органами исполнительной власти Республики Хакасия и региональными операторами, условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов.
На момент принятия приведенная норма соответствовала пункту 6 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), положения которого предусматривали, что содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 503-Ф3) внесены изменения в пункт 6 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, исключающие слова «сбора и». С учетом внесенных изменений пунктом 6 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 6(3) части 1 статьи 6 Закона № 03-ЗРХ подлежит приведению в соответствие с изменившимися нормами федерального законодательства.
Согласно статье 14(1) Закона № 03-ЗРХ лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный орган отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами.
На момент принятия приведенная норма регионального закона соответствовала статье 18 Федерального закона № 89-ФЗ.
С 01.01.2019 вступил в силу пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2018), которым статья 18 Федерального закона № 89-ФЗ изложена в новой редакции, согласно частям 1-6 которой в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Таким образом, с 01.01.2019 федеральным законодательством не предусматривается деление хозяйствующих субъектов по видам отчетности. Нормирование в области обращения отходов устанавливается в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, определяемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
С учетом изложенного, статья 14(1) Закона № 03-3PX противоречит приведенным положениям федерального законодательства, требует корректировки.
Согласно абзацу 6 части 3 статьи 15(3) Закона № 03-ЗРХ при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку, утилизацию твердых коммунальных отходов.
На момент принятия приведенная норма регионального закона соответствовала абзацу 6 пункта 4 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ, предусматривавшему, что при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку, утилизацию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 17 статьи 1 Федерального закона № 503-Ф3 внесены изменения в абзац 6 пункта 4 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которым при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, абзац 6 части 3 статьи 15(3) Закона № 03-ЗРХ подлежит приведению в соответствие с названными нормами федерального законодательства
Кроме того, в пункте 14 части 2 статьи 6 Закона № 03-ЗРХ после слов «(в том числе раздельному накоплению),», необходимо дополнить словами «сбору,» в целях приведения в соответствие абзацем 16 статьи 6 Федерального закона
№ 89-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
П Р Е Д Л А Г А Ю:
1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением пункта 6(3) части 1, пункта 14 части 2 статьи 6, статьи 14(1), абзаца 6 части 3 статьи 15(3) Закона Республики Хакасия от 11.03.2008 № 03-ЗРХ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 09.06.2018) в соответствие с требованиями федерального законодательства.
2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.
Прокурор республики А.Ф. Кондратьев