ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения
в часть 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях»
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля. Указанная норма права была введена Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 380-Ф3, вступила в силу 31.03.2010 и впоследствии не изменялась.
Таким образом, в ряде регионов Российской Федерации, в том числе в Иркутской области, законами субъектов Российской Федерации со ссылкой на часть 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ определены должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ была введена Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 125-ФЗ, вступившим в силу 16.05.2014. Соответственно, по отношению к части 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ является специальной нормой, вступившей в силу позднее. При этом частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ, не предусмотрены.
Сложившаяся судебная практика показывает, что, по мненик5 судей, органы местного самоуправления, осуществляющие контрольные мероприятия, при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации могут составлять протоколы только в отношении тех административных правонарушений, которые прямо предусмотрены частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ.
Соответственно, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ, противоречат федеральному законодательству.
В свою очередь, отмена таких законов субъектов Российской Федерации повлечет наступление неблагоприятных последствий, связанных с утратой органами местного самоуправления права на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ, при осуществлении муниципального жилищного контроля.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена трехуровневая система контроля: государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. Отмена законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ, приведет к неэффективности муниципального жилищного контроля, а также к увеличению случаев безнаказанности лиц, виновных в нарушениях жилищного законодательства, в том числе в связи с сокращенными сроками давности привлечения правонарушителей к административной ответственности, установленными статьей 4.5 КоАП РФ. Кроме того, отмена указанных законов субъектов Российской Федерации приведет к увеличению нагрузки при осуществлении государственного жилищного надзора, что, в свою очередь, повлечет дополнительные финансовые расходы субъектов Российской Федерации в связи с необходимостью расширения штата исполнительных органов государственной власти таких субъектов Российской Федерации.
Анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об административных правонарушениях на территории Иркутской области показал, что с введением в действие части 7 статьи 28.3 КоАП РФ возникли определенные проблемы в правоприменительной деятельности уполномоченных органов, требующие разрешения на законодательном уровне. Настоящий проект федерального закона посредством внесения изменений в КоАП РФ имеет целью разрешить ряд вопросов, возникающих при применении норм КоАП РФ, и направлен на создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Настоящий проект федерального закона восполнит пробел в административном законодательстве, позволит органам местного самоуправления в полной мере реализовать на практике нормы КоАП РФ.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается наделить органы местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов по статьям 7.21 - 7.23 КоАП РФ, дополнив соответствующим образом часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ.
Председатель
Законодательного Собрания
Иркутской области С.М. Сокол