ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - законопроект) разработан в исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере частной охранной деятельности от 5 ноября 2017 г. № Пр-2269, и направлен на усиление государственного контроля за частной охранной деятельностью.
Предметом законопроекта являются общественные отношения, возникающие при осуществлении государственного контроля в сфере частной охранной деятельности.
Законопроектом предлагается дополнить часть З1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) положением, в соответствии с которым федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности исключается из сферы регулирования Федерального закона № 294-ФЗ.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует около 22 тыс. частных охранных организаций, в которых трудится около 655 тыс. частных охранников (по некоторым оценкам, в этой сфере деятельности задействовано не менее 1,5 млн. человек). С учетом ограничений, установленных Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частная охранная деятельность является единственным видом коммерческой деятельности в Российской Федерации, при осуществлении которой используется служебное оружие (около 80 тыс. единиц служебного оружия).
Частная охранная деятельность, с учетом специфики ее осуществления, сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан, непосредственно затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, что требует необходимого внимания со стороны компетентных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) за такой деятельностью (далее - органы государственного контроля).
Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает, что отнесение частной охранной деятельности к сфере регулирования Федерального закона № 294-ФЗ значительно снизило эффективность контрольно-надзорной деятельности со стороны органов государственного контроля.
Согласно сведениям органов государственного контроля, в 2009 году проведено около 135 тыс. проверок в отношении частных охранных организаций, в ходе которых выявлено более 45 тыс. нарушений законодательства Российской Федерации в сфере частной охранной деятельности. После вступления в силу Федерального закона № 294-ФЗ количество проверок в 2010 году сократилось до 21 тыс., при этом выявлено 11 тыс. соответствующих нарушений. По данным 2017 года, органами государственного контроля проведено 8,5 тыс. проверок, а количество выявленных нарушений составило около 3 тыс.
Указанные сведения свидетельствуют (исходя из соотношения количества проверочных мероприятий и выявленных нарушений) о том, что значительное сокращение (в разы) числа проверок частных охранных организаций за период действия Федерального закона № 294-ФЗ не привело к снижению уровня нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере частной охранной деятельности. Напротив, фиксируется повышение уровня таких нарушений.
Снижение интенсивности контроля за частной охранной деятельностью, обусловленное особенностями предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ механизма государственного контроля (надзора), создает предпосылки для формирования угроз национальной безопасности Российской Федерации.
По поступающей информации правоохранительных органов, имеют место факты привлечения к частной охранной деятельности иностранных граждан, в том числе прибывших из иностранных государств с повышенным уровнем террористических угроз, граждан Российской Федерации, отбывших наказание за совершение тяжких преступлений. Установлены случаи участия таких лиц в криминальных разборках с применением служебного оружия. Выявляются случаи осуществления частной охранной деятельности на объектах, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации должны подлежать государственной охране и не могут охраняться частными охранным организациями (объекты оборонно-промышленного комплекса, органов государственной власти).
Учитывая, что на территории Российской Федерации проводятся крупные социально-политические, культурно-массовые и международные спортивные мероприятия, изложенные обстоятельства могут поставить под сомнение целесообразность привлечения частных охранных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период проведения таких мероприятий.
Исключение частной охранной деятельности из сферы регулирования Федерального закона № 294-ФЗ позволит усилить контроль государства за такой деятельностью, что будет способствовать снижению уровня нарушений законодательства Российской Федерации со стороны частных охранных организаций и минимизации возможных негативных последствий, возникающих вследствие таких нарушений.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.