ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменения в статью 13 Федерального закона
«Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях обеспечения законодательного урегулирования вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, и направлен на развитие и совершенствование правоотношений, связанных с институтом уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации, с учетом специфики обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 13 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 501-ФЗ) досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Из вышеуказанного положения следует, что согласование с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка осуществляется во всех случаях досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Вместе с тем ряд оснований для досрочного прекращения полномочий, таких как: смерть уполномоченного, признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим – являются безусловными и не требуют предварительного согласования досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Такой подход в правовом регулировании досрочного прекращения полномочий должностного лица, избираемого (назначаемого) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, содержится в статье 161 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Так, полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации без консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в случаях:
1) смерти уполномоченного;
2) признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
3) вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
4) его выезда за пределы субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства;
5) утраты им гражданства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, законопроектом предусмотрена новая редакция части 6 статьи 13 Федерального закона № 501-ФЗ, которая учитывает по аналогии случаи досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации без согласования с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Предлагаемое законопроектом изменение позволит на уровне федерального законодательства установить общие объективные основания для безусловного досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.