ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О МИКРОФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
Проектом федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предлагается установить требования к размещению микрофинансовых организаций. В настоящее время пунктом 1.3 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 29 января 2018 года № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» предусмотрены требования к осуществлению кассовых операций, хранению наличных денежных средств кредитными организациями. При этом данное Положение не распространяется на микрофинансовые организации.
С целью устранения пробела в правовом регулировании предлагается внести соответствующее изменение в Федеральный закон от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ).
Кроме того, следует отметить, что в Российской Федерации, в частности в Красноярском крае, остается большим число преступлений, связанных с посягательствами на собственность, в том числе на денежные средства.
В этой связи особое беспокойство вызывает деятельность микрофинансовых организаций, поскольку уровень защищенности денежных средств в данных организациях значительно уступает уровню защищенности в банковских (кредитных) организациях. Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю проведен анализ практики применения Федерального закона № 151-ФЗ и статистических данных о преступлениях (правонарушениях), совершенных в отношении или с участием микрофинансовых организаций.
Так, за 2017 год в отношении микрокредитных организаций совершено 6 преступлений, предусмотренных ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации «Разбой», в 2018 году количество разбойных нападений на микрокредитные организации возросло. Основной причиной, способствующей совершению данного вида преступлений, является отсутствие законодательных требований к технической укрепленности помещений, в которых располагаются микрофинансовые организации.
В частности, во всех случаях местом совершения преступления являются временные сооружения, в которых денежные средства хранятся в металлическом ящике, зачастую отсутствует кнопка тревожной сигнализации либо помещения оборудованы тревожными кнопками частных охранных предприятий, что явно недостаточно для обеспечения безопасности сотрудника микрофинансовой организации, который выдает денежные средства.
На основании изложенного, в целях обеспечения безопасности сотрудников микрофинансовых организаций, а также снижения количества разбойных нападений внесенным законопроектом предлагается установить, что места хранения, выдачи, приема денежных средств таких организаций должны:
располагаться в объектах капитального строительства, зарегистрированных в установленном порядке;
быть оборудованы системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией, оборудованием для проверки подлинности купюр;
соответствовать требованиям Положения Центрального Банка Российской Федерации от 29 января 2018 года № 630-П «О порядке ведения кассовых пераций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».