ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в связи
с усилением административной ответственности за нарушения в области
рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с усилением административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизмов федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также усиления административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Законопроектом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в части установления административной ответственности за невыполнение требований по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности, предусмотренных статьей 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).
Так, законопроектом предусмотрена административная ответственность в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания определены в Положении о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380. К указанным мерам относятся мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации водных биологических ресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
По информации Минсельхоза России, ежегодно в целях определения полноты предлагаемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания Росрыболовство и его подведомственные организации в рамках согласования хозяйственной деятельности в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о рыболовстве рассматривают около 9 тыс. проектов, поступающих от 1,5 тыс. организаций.
При этом только в 2017 - 2018 годах, исполняя запланированные меры по сохранению водных биологических ресурсов, добросовестные хозяйствующие субъекты выпустили в водные объекты 1 млрд. штук молоди различных видов водных биологических ресурсов, что компенсировало ущерб в объеме 15 тыс. тонн водных биологических ресурсов. Наряду с добросовестными пользователями в Российской Федерации выявлено 680 предприятий, которыми в настоящее время не выполнены мероприятия по компенсации нанесенного водным биологическим ресурсам вреда. Объем невозмещенного ими вреда составляет 18 тыс. тонн водных биологических ресурсов, для компенсации которого необходимо выпустить в водные объекты более 1,5 млрд. штук молоди водных биологических ресурсов. То есть 45,3% хозяйствующих субъектов, обеспечивших в установленном порядке согласование с Росрыболовством проектной документации планируемой хозяйственной деятельности, не выполняют в дальнейшем мероприятия по компенсации наносимого водным биологическим ресурсам вреда (54% объема всего рассчитанного вреда). Объем невозмещенного водным биологическим ресурсам вреда в денежном выражении составляет около 5 млрд. рублей.
При этом в составе административного правонарушения, предусмотренного частью 1 проектируемой статьи 8.421 в отличие от части 1 статьи 50 Закона о рыболовстве отсутствуют работы по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, так как указанные работы выражаются в подготовке соответствующей документации. Работы по подготовке документации (в период, когда не осуществляется деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и иная деятельность, оказывающая влияние на водные биологические ресурсы) сами по себе не наносят вред водным биологическим ресурсам.
Частью 2 статьи 50 Закона о рыболовстве предусмотрено, что территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и иная деятельность осуществляются только по согласованию с Росрыболовством.
Порядок такого согласования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания". В ходе указанного согласования Росрыболовство дает оценку полноты предлагаемых хозяйствующим субъектом мер по сохранению водных биоресурсов.
По результатам проведенных Росрыболовством 384 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2013 - 2017 годах в 252 случаях (у 65% проверенных предприятий) были выявлены нарушения, связанные с тем, что отсутствовали согласования их деятельности по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также капитальному ремонту объектов, оказывающих влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Данные случаи в законопроекте выделены в отдельный состав правонарушений (часть 2 проектируемой статьи 8.421 Кодекса).
Таким образом, в законопроекте предусмотрены два состава административных правонарушений: осуществление хозяйственной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с Росрыболовством, так как в процессе указанного согласования обеспечивается выработка достаточных мер по сохранению водных биологических ресурсов с целью их последующей реализации (часть 2 проектируемой статьи 8.421 Кодекса), и невыполнение запланированных по итогам согласования с Росрыболовством мер по сохранению водных биологических ресурсов в результате фактически нанесенного вреда (часть 1 проектируемой статьи 8.421 Кодекса).
По информации Минсельхоза России, в настоящее время единственным механизмом воздействия на недобросовестных пользователей, уклоняющихся от добровольного возмещения вреда, наносимого водным биологическим ресурсам, является механизм судебного разбирательства и принятия судебных постановлений о возмещении вреда, фактически причиненного водным биологическим ресурсам в определенном водном объекте. Однако в связи с отсутствием законодательно установленных мер воздействия, в том числе санкций за неисполнение требований законодательства, связанных с возмещением нанесенного водным биологическим ресурсам вреда, недобросовестные пользователи затягивают сроки исполнения компенсационных мероприятий или просто их не исполняют.
Введение административных штрафов, по мнению Минсельхоза России, будет стимулировать правомерное поведение и сотрудничество с органами административной юрисдикции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации при согласовании и осуществлении ими деятельности по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, капитальному ремонту объектов и другой деятельности, оказывающих неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Законопроектом также предусмотрено возложение на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.35 Кодекса (за исключением уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях), а на органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, - по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой статьей 8.421 Кодекса (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения).
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, не повлечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также уменьшения доходной части соответствующих бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.