ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской федерации в целях
предотвращения ландшафтных (природных) пожаров»
За последнее время в ряде регионов Российской Федерации отмечено ухудшение ситуации, связанной с возникновением и распространением ландшафтных (природных) пожаров, не относящихся к лесным пожарам, происходящим в лесах лесного фонда, либо особо охраняемых природных территорий и объектов. Травяные и тростниковые пожары происходят на землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, энергетики, иного назначения, землях запаса.
Так, только в Астраханской области весной 2016 года был зафиксирован 271 случай возгорания сухой растительности, к апрелю 2017 года - 372, весной 2018 года - 483, а за две недели марта 2019 года - 399.
Массовые травяные и тростниковые пожары (если говорить о доле пройденной огнем площади от общей площади региона) происходят в Еврейской автономной области, Хабаровском крае. Огромные травяные пожары были главным источником задымления Хабаровска, Биробиджана и многих других населенных пунктов этой обширной территории, и создавали серьезную угрозу для здоровья их жителей. Это важные и опасные последствия выжигания сухой травы, которые также необходимо учитывать.
Анализ причин возгораний даёт основания полагать, что речь идёт о целенаправленных поджогах со стороны землепользователей разных категорий. Так, в целях экономии на издержках по очистке сельскохозяйственных угодий от остатков прошлогодней растительности организуются «случайные» возгорания, в том числе с привлечением несовершеннолетних подростков. Имеется порочная практика «контролируемых» выжиганий вокруг населённых пунктов и промышленных объектов. При этом огонь уходит по сухой траве на огромные расстояния, и становится источником крупных ландшафтных пожаров, в том числе лесных и торфянных.
Вопросам предотвращения ландшафтных (природных) пожаров уделяется большое внимание Президентом РФ и председателем Правительства РФ. В конце 2018 года, а также ранее давались поручения о совершенствовании нормативной правовой базы в области пожарной безопасности, в том числе в лесах и на сельскохозяйственных угодьях. Однако, для эффективного правового регулирования необходимо наличие законодательной базы федерального уровня, которая на данный момент отсутствует.
В федеральном законе от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не определены понятия «ландшафтный пожар», «лесной пожар», «природный пожар». При этом в соответствии с частью 5, статьи 51 Лесного кодекса РФ под лесным пожаром понимается исключительно пожар, происходящий в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, за исключением пожарной безопасности населённых пунктов (включая «городские леса»), вопросы пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного и иного назначения и землях запаса, в области предотвращения ландшафтных (природных) пожаров, несмотря на очевидную специфику и потребность такового, на уровне федерального законодательства должным образом не регулируются.
В связи с изложенным, возникает необходимость терминологического закрепления понятия «ландшафтный (природный) пожар» в соответствующем отраслевом федеральном законе, с последующим определением специфики полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по предупреждению и тушению данных типов пожаров.
В связи с очевидной технической сложностью осуществления тотального контроля над обширными территориями вне населённых пунктов в рамках осуществления пожарного надзора за непосредственными виновниками возникновения ландшафтных пожаров, предлагается сосредоточить усилия на выполнении комплекса мероприятий по их предотвращению со стороны соответствующих землепользователей. Законопроектом предполагается внесение изменений в Земельный кодекс РФ, закрепляющих за землепользователями обязанность выполнения противопожарных мероприятий в рамках охраны земель.
Например, своевременное, до пожароопасного периода, удаление остатков прошлогодней растительности с сельскохозяйственных угодий лишает соответствующую территорию материала для горения, чем делает распространение ландшафтного пожара невозможным. Выполнение указанных требований сравнительно легко контролируется как органами местного самоуправления, так и при выполнении мероприятий в рамках осуществления пожарного надзора.
В связи с тем, что возникновение ландшафтных пожаров, как было упомянуто выше, часто связано с недобросовестным ведением сельского хозяйства, а также приводит к существенному ухудшению экологической обстановки, угрозе здоровью и безопасности населения, законопроектом предлагается, наряду с мерами административной ответственности, предусмотренными соответствующим законодательством, распространить действие части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки) на случаи нарушения законодательства Российской Федерации о предотвращении природных (ландшафтных) пожаров.