ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в статью 121 Федерального закона
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
В соответствии с Указом Президента Б.Н. Ельцина от 27.12.1991 № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановления Правительства "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (от 29.12.1991 № 86) и "О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса" (от 04.09.1992 №708), Указом Президента и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов и от 4 сентября 1992 года № 708, утвердивших положение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, в соответствии с этими документами земля и всё имущество было передано в частную собственность трудовым коллективам и поделено на доли (паи). При этом предписывалось в течение трех месяцев ликвидировать колхозы и совхозы и на их базе создать фермерские хозяйства, акционерные общества, кооперативы. Колхозы и совхозы лишались права пользоваться, ранее закрепленными за ними на вечное пользование, сельскохозяйственными землями.
Каждый работник совхозов, колхозник и гражданин, содействующий развитию хозяйства, в результате приватизации сельскохозяйственных земель ( получил в собственность земельную долю.
Иностранные советники предложили Б.Н. Ельцину дать в собственность каждому крестьянину не земельный участок, а "Государственную расписку". «Свидетельство» о том, что крестьянин получает от государства бесплатно в собственность "Земельную долю", "Земельный пай". Свидетельство могли получить члены колхозов и рабочие совхозов, включая пенсионеров, ранее работавших в этих хозяйствах, а также те, кто жил на селе и содействовал развитию хозяйства - сельские врачи, учителя, работники торговли и другие категории граждан. Персональное решение об их включении в списки на получение земельной доли принималось на общих собраниях колхозников и рабочих совхозов. Размер доли определялся простым делением площади земли (пашни и других сельскохозяйственных угодий), ранее закрепленной за колхозом и совхозом, на число граждан, включенных в списки на получение земельной доли. Свидетельство на земельную долю получили более 12 миллионов граждан.
Таким образом, из 112,7 миллиона гектаров обрабатываемой земли, 82,7 процента от всей площади перешли в собственность граждан, и должны были разделены по земельным долям. Процесс юридического оформления прав на землю, к сожалению, далеко не завершен. Придуманная реформаторами форма проведения приватизации через наделения граждан земельными долями и сегодня создает значительные трудности для завершения реформы. Юридически оформлено и поставлено на кадастровый учет всего около 20% сельскохозяйственных земель, около 4,0 млн. из 12,0 млн. граждан, получивших земельные доли юридически оформили свои права на земельную собственность. Именно это является сегодня источником различного рода земельных махинаций, скупки и перепродажи земельных долей, в результате которых земельные ресурсы разбазариваются, а владельцев земельных долей лишают права реально получить в собственность землю.
Земельный рынок приобрел криминальный характер, спекуляция земельными участками приносит в одночасье миллиардные прибыли различного рода авантюристам. Не случайно сегодня в России сотни граждан имеют в собственности 100,0 тыс. га и более сельскохозяйственных земель. К сожалению, во многих случаях, она не используется для производства продовольствия.
Более того, в результате неразберихи, всё это привело к тому, что более 30 млн. га ранее обрабатываемых земель заросли лесом, и тех земель, что разделены на паи, в натуре нет.
Вместо того, чтобы принять решение начать работу по вовлечению в оборот невостребованных земельных долей, уже более 6 лет этот вопрос рассматривается, но не решается.
Действующими законами для принятия решения о формировании земельных угодий и постановки на учет земельных участков, образованных из невостребованных долей, сегодня это можно сделать только по решению судебных органов. Подготовка документов для предоставления судебным органам законом прописана нечетко, требует больших финансовых ресурсов, в результате большая часть земельных ресурсов страны в оборот не включена.
Предлагаемый проект Федерального закона уточняет порядок подготовки документов о признании земельных долей «невостребованными», и постановки таких земельных участков на кадастровый учет по решению общего собрания участников долевой собственности, которое вправе принять следующие решения:
- утверждает список граждан, не востребовавших и не распорядившихся земельной долей;
- о проведение межевания и формирования земельного участка (земельных участков) из невостребованных земельных долей;
- о постановке земельного участка (земельных участков) на кадастровый учёт;
- о безвозмездной передаче указанного земельного участка (земельных участков) органу местного самоуправления поселения или городского района по месту расположения сформулированного земельного участка (земельных участков) из невостребованных земельных долей.
Эти земли передаются в собственность муниципалитетам, на территории которых проживают граждане более 5 лет, получившие свидетельство на земельную долю и по различным причинам не использовали своё право на оформление земельной доли в земельный участок и не распорядились земельной долей.
Принятие указанного закона позволит включить (вернуть) в оборот для сельскохозяйственного использования десятки миллионов земель сельскохозяйственного назначения.