Повестка дня заседания, 04 сентября 2019, 10:00

Вопрос №22

Об отзыве на проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»

  • Докладывает:
    Штыгашев Владимир Николаевич
    Председатель Верховного Совета Республики Хакасия


 

Материалы по вопросу:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Об отзыве на проект федерального закона № 750699-7

«О внесении изменений в Основы законодательства

Российской Федерации о нотариате»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан                                                 

___ __________________ 2019 года

 

№ _________


Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от ___ ________________ 2019 года

 

№ __________

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 750699-7

«О внесении изменений в Основы законодательства

Российской Федерации о нотариате»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, поддерживает его принятие.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕДЬМОГО СОЗЫВА

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 11.07.2019 № 204

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

11 июля 2019 г.

1. О проекте федерального закона № 750699-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях разви­тия цифрового общества) - вносит Правительство Российской Федерации

 

Принято решение:

1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Россий­ской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Госу­дарственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Феде­рации, Общественную палату Российской Федерации, Верховный Суд Россий­ской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управле­ние Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законода­тельству.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству до 9 августа 2019 года.

2. Комитету Государственной Думы по государственному строительству и законодательству с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний под­готовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государствен­ной Думой.

3. Включить указанный проект федерального закона в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2019 года (сентябрь).

 

 

 

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации                                                                                                                    В.В. Володин

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2019 г.

№ 6220п-П4

МОСКВА

Государственная дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

 

О внесении проекта федерального закона

"О внесении изменений в Основы законодательства

Российской Федерации о нотариате"

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".

Приложение:

1. Текст проекта федерального закона на 23 л.

2. Пояснительная записка к проекту федерального закона на 4 л.

3. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона на 1 л.

4. Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона, на 1 л.

5. Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона, на 2 л.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации по данному вопросу на 1 л.

 

 


Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                        Д. Медведев

 

 

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

Проект № 750699-7

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в Основы законодательства

Российской Федерации о нотариате

 

Статья 1

Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; № 45, ст. 4377; 2007, № 1, ст. 21; № 27, ст. 3213; № 41, ст. 4845; № 49, ст. 5084; 2008, № 52, ст. 0236; 2009, № 1, ст. 14, 20; № 29, ст. 3642; 2011, № 50, ст. 7347; 2013, № 51, ст. 6699; 2015, № 1, ст. 10; № 13, ст. 1811; № 29, ст. 4385; 2016, № 1, ст.11; № 27, ст. 4265, 4293, 4294; 2018, № 1, ст. 65, 70,90; № 22, ст. 3041, 3043; № 27, ст. 3954; № 32, ст. 5131; № 53, ст. 8454) следующие изменения:

1) в статье 5:

а)  часть третью изложить в следующей редакции:

"Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только заявителям - лицам, обратившимся за совершением этих нотариальных действий самостоятельно или через представителя, если иное не установлено настоящей статьей.";

б)  в части четвертой слова "направляются в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" заменить словами "направляются нотариусом через единую информационную систему нотариата в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее чем через пять дней со дня соответствующего нотариального удостоверения";

2) дополнить статьей 51 следующего содержания:

"Статья 51. Проверка информации о нотариальном документе

Не является разглашением сведений о совершении нотариального действия проверка информации о нотариальном документе посредством единой информационной системы нотариата с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной в нотариальном документе.

по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере информационных технологий.";

3) в статье 17:

а) дополнить новой частью пятой следующего содержания:

"В случае удостоверения сделки двумя и более нотариусами ответственность нотариусов за причиненный по их вине вред вследствие признания сделки недействительной является солидарной, за исключением случаев признания ее недействительной в связи с несоблюдением одним из нотариусов требований статей 42 и 43 настоящих Основ. В этом случае нотариус, по вине которого сделка признана недействительной, несет ответственность, предусмотренную частью первой настоящей статьи.";

б) части пятую - восьмую считать соответственно частями шестой - девятой;

4) в статье 22:

а) дополнить новой частью шестой следующего содержания:

"При совершении нотариального действия, предусмотренного статьей 531 настоящих Основ, тариф взимается каждым нотариусом.";

б)  части шестую - десятую считать соответственно частями седьмой - одиннадцатой;

Машиночитаемая маркировка, размещенная на нотариальном документе, должна содержать:

дату совершения нотариального действия; номер нотариального действия; вид нотариального действия;

фамилию, имя и отчество нотариуса (лица, временно исполняющего обязанности нотариуса), указанные на нотариальном документе;

нотариальный округ нотариуса (лица, временно исполняющего обязанности нотариуса), совершившего нотариальное действие;

данные о заявителях, их представителях: фамилия, имя, отчество (при наличии) - для физического лица; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) либо основной государственный регистрационный номер (для юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке на территории Российской Федерации) - для юридического лица.

Порядок представления информации о нотариальном документе и формат ее размещения на документе с использованием машиночитаемой маркировки определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере информационных технологий.";

3) в статье 17:

а) дополнить новой частью пятой следующего содержания:

"В случае удостоверения сделки двумя и более нотариусами ответственность нотариусов за причиненный по их вине вред вследствие признания сделки недействительной является солидарной, за исключением случаев признания ее недействительной в связи с несоблюдением одним из нотариусов требований статей 42 и 43 настоящих Основ. В этом случае нотариус, по вине которого сделка признана недействительной, несет ответственность, предусмотренную частью первой настоящей статьи.";

б) части пятую - восьмую считать соответственно частями шестой - девятой;

4) в статье 22:

а) дополнить новой частью шестой следующего содержания:

"При совершении нотариального действия, предусмотренного статьей 531 настоящих Основ, тариф взимается каждым нотариусом.";

б) части шестую - десятую считать соответственно частями седьмой - одиннадцатой;

5) в пункте 1210 части 1 статьи 221:

а) после слов "за совершение исполнительной надписи" дополнить словами "о взыскании денежных сумм свыше 10 000 рублей или об истребовании имущества стоимостью свыше 10 000 рублей"; дополнить абзацами следующего содержания: "за совершение исполнительной надписи о взыскании денежных сумм в размере от 3 000 рублей до 10 000 рублей или об истребовании имущества стоимостью от 3 000 рублей до 10 000 рублей - 500 рублей;

за совершение исполнительной надписи о взыскании денежных сумм в размере менее 3 000 рублей или об истребовании имущества стоимостью менее 3 000 рублей - 300 рублей;

за совершение исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество - 0,5 процента начальной продажной цены или, в установленных федеральным законом случаях, стоимости заложенного имущества, определенной в отчете о его оценке, но не менее 1 500 рублей и не более 300 000 рублей;";

6) в статье 342:

а) часть первую дополнить пунктом 5:

"5) нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами.";

6)  дополнить частью четвертой следующего содержания:

"Несоответствия, выявленные между сведениями, содержащимися

в единой информационной системе нотариата, и сведениями, содержащимися в нотариально оформленном документе, устраняются в порядке, предусмотренном статьями З43 и 451 настоящих Основ.";

7) в статье З43:

а) часть шестую изложить в следующей редакции:

"Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядок исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок, указанных в части седьмой настоящей статьи, устанавливается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.";

б) дополнить частью следующего содержания:

"Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо иная техническая ошибка), допущенная при регистрации нотариальных действий в реестрах единой информационной системы нотариата и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, сведениям, содержащимся в нотариально оформленных документах, на основании которых вносились сведения в единую информационную систему нотариата (далее - техническая ошибка), исправляется нотариусом при ее обнаружении в записях, в том числе по требованию заявителя, его представителя или на основании решения суда.";

8) в статье 344:

а) дополнить новой частью пятой следующего содержания: "Федеральная нотариальная палата по запросу, содержащему

фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и дату смерти наследодателя, обеспечивает с использованием информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" ежедневно и круглосуточно представление сведений об открытии наследственного дела с указанием номера дела, фамилии, имени, отчества (при наличии) нотариуса, ведущего наследственное дело, наименования нотариального округа, в котором нотариус осуществляет нотариальную деятельность.";

б) части пятую - седьмую считать соответственно частями шестой - восьмой;

9)  главу VII дополнить статьей 316 следующего содержания:

"Статья 346. Взаимодействие единой информационной системы нотариа т я с другими информационными системами

В целях обеспечения взаимодействия единой информационной системы нотариата с другими информационными системами технические требования к указанной системе, порядок ее функционирования, а также требования к участникам информационного взаимодействия определяются оператором единой информационной системы нотариата, за исключением случаев, когда требования к порядку взаимодействия информационных систем установлены законодательством Российской Федерации.

Участник информационного взаимодействия имеет право проверить сведения о нотариальном документе посредством направления запроса в единую информационную су ^тему нотариата в электронной форме с использованием машиночитаемой маркировки.";

10) в статье 41:

дополнить новой частью шестой следующего содержания:

"В случае непредставления заявителем документов и (или) сведений, необходимых для совершения нотариальных действий удаленно, нотариус, отложивший совершение нотариального действия в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, направляет заявителю постановление об отложении нотариального действия в электронной форме. В случае неустранения причин, послуживших основанием для отложения совершения нотариального действия удаленно, по истечении месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия удаленно нотариус направляет заявителю постановление об отказе в совершении нотариального действия в порядке, установленном частью третьей статьи 48 настоящих Основ.";

части шестую - восьмую считать соответственно частями седьмой - девятой;

11) в статье 42:

а) в части второй слова обратившихся за совершением нотариального действия," исключить;

б) в части третьей слова обратившихся за совершением нотариального действия," исключить;

в) в части четвертой слова ", обратившихся за совершением нотариального действия," исключить;

г) дополнить новыми частями пятой и шестой следующего содержания:

"Нотариус вправе установить личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность, посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия представленным биометрическим персоналбным данным гражданина Российской Федерации, в соответствии с законодательством об информации, информационных технология и о защите информации. Порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Установление личности (идентификация) гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившегося за совершением нотариального действия удаленно с применением информационных технологий, осуществляется в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации и с учетом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.";

д) часть пятую считать частью седьмой;

е) часть шестую считать частью восьмой и в ней слова "обратившихся за совершением нотариального действия," исключить;

ж) часть седьмую считать частью девятой;

12)  в статье 43:

а)  наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 43. Проверка гражданской дееспособности граждан, правоспособности юридических лиц, волеизъявления заявителей, а также полномочий представителей";

б) части первую и вторую изложить в следующей редакции:

"При удостоверении сделок нотариус в пределах своей компетенции осуществляет проверку гражданским дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также наличие действительного волеизъявления заявителей.

В случае, если за совершением нотариального действия обратился представитель заявителя, проверяются полномочия представителя.";

13) часть третью статьи 44 после слов "не применяются при" дополнить словами "совершении нотариального действия удаленно и при";

14) дополнить статьей 443 следующего содержания:

"Статья 443. Совершение нотариальных действий удаленно

Нотариус может совершить удаленно (без личной явки к нотариусу лица, обратившегося за со вершением нотариальных действий) нотариальные действия, предусмотренные статьями 81, 86, 87,881,89, 103 и 10З7 настоящих Основ.

Нотариус совершает нотариальное действие удаленно с соблюдением требований статьи 442 настоящих Основ и регистрирует его в реестре регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами. По просьбе заявителя или его представителя либо представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, нотариальный документ, изготовленный в электронной форме в соответствии с требованиями статьи 442 настоящих Основ, выдается на бумажном носителе с учетом требований, установленных статьей 451 настоящих Основ.

В целях совершения нотариального действия удаленно заявитель или его представитель либо представитель юридического лица направляет нотариусу через единую информационную систему нотариата, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, заявление о совершении нотариального действия с приложением установленных законодательством Российской Федерации документов в электронной форме (в том числе скан-образов документов).

Указанное заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя либо представителя юридического лица, которая проверяется нотариусом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Форма заявления, а также требования к формату такого заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме устанавливаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, если требования к форматам документов, прилагаемых к заявлению, не установлены законодательством Российской Федерации.

Нотариус, получивший документы, подтверждает готовность к совершению нотариального действия и указывает размер платы, взимаемой за его совершение, с указанием платежных реквизитов счета для оплаты.

Нотариус не позднее чем через пягь рабочих дней со дня получения информации, подтверждающей оплату нотариального действия, направляет заявителю или его представителю нотариальный документ, или мотивированное постановление об отказе в совершении нотариального действия, или постановление об отложении совершения нотариального действия.

В течение десяти дней со дня вынесения постановления об отказе в совершении нотариального действия удаленно нотариус производит возврат суммы платежа, осуществленного в соответствии с частью шестой настоящей статьи.

Порядок направления заявления и совершения оплаты нотариального действия, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также взаимодействия заявителя или его представителя либо представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, и нотариуса устанавливается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере информационных технологий.";

15) в статье 451:

а) дополнить новой частью второй следующего содержания:

"Нотариальный документ на бумажном носителе - удостоверяемая сделка, свидетельство, протест векселя, исполнительная надпись, документ, обеспечивающий доказательства, документ, время предъявления которого удостоверено нотариусом, - в целях обеспечения проверки его достоверности должен иметь машиночитаемую маркировку, содержащую информацию, предусмотренную статьей 51 настоящих Основ.";

б)  части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой;

в) дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:

"Техническая ошибка, не изменяющая правовое содержание нотариально оформленного документа и не влияющая на права третьих лиц, исправляется нотариусом по требованию заявителя, его представителя или представителя юридическогс лица либо на основании решения суда. Исправление технической ошибки в нотариально оформленном документе, подписанном заявителем или его представителем либо представителем юридического лица, оговаривается и подтверждается их подписью, а также в конце удостоверительной надписи подписью нотариуса с приложением оттиска печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Исправление технической ошибки, сделанное в нотариально оформленном документе,подписанном только нотариусом, подтверждается подписью нотариуса с приложением оттиска печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Исправление технической ошибки выполняется таким образом, чтобы все ошибочно написанное можно быор прочесть в первоначальном тексте. Сведения об исправлении технической ошибка в нотариально оформленном документе вносится в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

Исправление арифметической ошибки, влияющей на права третьих лиц, допустимо при наличии письменного согласия каждого из указанных лиц. При отсутствии письменного согласия третьих лиц на исправление арифметической ошибки, влияющей на их права, ошибка исправляется на основании решения суда.";

16) статью 48 дополнить частью третьей следующего содержания:

"Мотивированное постановление об отказе в совершении нотариального действия, которое должно было быть совершено удаленно, выносится нотариусом без просьбы заявителя не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления оплаты за нотариальное действие и направляется заявителю в электронной форме.";

17) дополнить статьей 531 следующего содержания:

"Статья 531 Сделки, удостоверяемые двумя и более нотариусами

Сделка может быть удостоверена двумя и более нотариусами, если в совершении такой сделки участвуют два и более лица без их совместного присутствия.

Выбор нотариусов, участвующих в удостоверении сделок, предусмотренных настоящей статьей Основ, а также нотариуса, обязанного быть заявителем, в случаях, предусмотренных законом для внесения записей в государственные реестры, осуществляется непосредственно участниками такой сделки.

Удостоверение договоров об отчуждении недвижимого имущества должно быть произведено с участием нотариуса, осуществляющего свою деятельность в месте, отвечающем требованиям статьи 56 настоящих Основ.

Нотариальное удостоверение сделки осуществляется каждым нотариусом с соблюдением требований статьи 39 настоящих Основ.

Нотариальное удостоверение сделки двумя и более нотариусами проводится в следующем порядке:

проект сделки создается нотариусами в электронной форме посредством единой информационной системы нотариата в соответствии с условиями, согласованными участниками сделки;

участник сделки в присутствии нотариуса подписывает экземпляр сделки в электронной форме простой электронной подписью, требования к которой установлены статьей 442 настоящих Основ, и экземпляр сделки на бумажном носителе;

неизменность текста сделки в электронной форме обеспечивается средствами единой информационной системы нотариата;

электронный экземпляр сделки с совершенной удостоверительной надписью подписывается удостоверившими ее нотариусами их усиленными квалифицированными электронными подписями;

удостоверенная сделка регистрируется в реестре регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, посредством единой информационной системы нотариата.

Договор, удостоверенный двумя и более нотариусами в порядке, предусмотренном настоящей статьей, считается договором, заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Порядок взаимодействия нотариусов с единой информационной системой нотариата при удостоверении сделки двумя и более нотариусами определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.";

18) часть первую статьи 81 дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если лицо обращается за свидетельствованием верности перевода удаленно, изготовленный нотариусом перевод в электронной форме направляется лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия удаленно, в порядке, установленном статьей 443 настоящих Основ.";

19) в статье 86:

а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

"Нотариус может передать документы при обращении к нему лица

за совершением нотариального действия удаленно с заявлением о передаче электронных документов при условии выполнения им требований части третьей настоящей статьи.";

б) части четвертую - шестую считать соответственно частями пятой - седьмой;

20) в статье 87:

а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

"При удаленном обращении к нотариусу для принятия в депозит безналичных денежных средств принятие их в депозит осуществляется нотариусом в порядке, установленном статьей 443 настоящих Основ.";

б) части четвертую - восьмую считать соответственно частями пятой - девятой;

21) в статье 881:

а) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

"При удаленном обращении к нотариусу для принятия на депонирование безналичных денежных средств принятие их на депонирование осуществляется нотариусом в порядке, установленном статьей 443 настоящих Основ.";

б) части третью и четвертую считать соответственно частями четвертой и пятой;

22) статью 89 дополнить частью следующего содержания:

"В случае, если лицо обращается за совершением исполнительной надписи удаленно, исполнительная надпись совершается в электронной форме на электронном документе, устанавливающем задолженность, с учетом требований статьи 443 настоящих Основ.";

23) статью 90 дополнить пунктами 22 и 23 следующего содержания:

"22) договоры поручительства, предусматривающие солидарную ответственность поручителя по кредитному договору, при наличии в договоре поручительства условия взыскания в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса;

23) договоры об оказании услуг связи в случае неисполнения обязательств по оплате услуг в сроки, установленные в договоре об оказании услуг связи, при наличии в указанных договорах условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса;";

24) часть первую статьи 911 после слов "на основании заявления в письменной форме взыскателя" дополнить словами ", а также в случае его обращения за совершением исполнительной надписи удаленно в порядке, предусмотренном статьей 443 настоящих Основ,";

25) статью 94 дополнить частью следующего содержания:

"По заявлению взыскателя электронный документ, на котором совершена исполнительная надпись в электронной форме в соответствии с требованиями статьи 443 настоящих Основ, может быть передан нотариусом в Федеральную службу судебных приставов посредством единой информационной системы нотариата с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.";

26) в статье 103:

а) дополнить новой частью второй следующего содержания:

"Обеспечение доказательств в виде осмотра информации, находящейся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", может быть совершено удаленно (без явки заявителя к нотариусу) в порядке, установленном статьей 443 настоящих Основ.";

б) части вторую - шестую считать соответственно частями третьей - седьмой;

27) в статье 10З7:

а) дополнить новой частью пятой и частью шестой следующего содержания:

"Выписка может быть получена обратившимся за совершением нотариального действия лицом при удаленном обращении к нотариусу в порядке, предусмотренном статьей 443 настоящих Основ.

Получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества может быть осуществлено с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.";

б) часть шггую считать частью седьмой.

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 365 дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 23 статьи 1.

Пункт 23 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

 

 

 

 

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы

законодательства Российской Федерации о нотариате"

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации направления программы "Цифровая экономика" в целях оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), в том числе:

обеспечение возможности автоматизированной проверки информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной на документе (пункты 2 и 9 статьи 1);

формирование правил взаимодействия единой информационной системы нотариата (далее - БИС) с иными информационными системами (пункт 9 статьи 1); установление права нотариуса при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность, устанавливать личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, посредством единой биометрической системы (пункт И статьи 1) ;

обеспечение возможности представления сведений об открытии наследственного дела с использованием информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 статьи 1);

развитие возможности удаленного обращения лиц за совершением нотариального действия (пункты 6,10,11,13,14,16 - 22,24 и 26 - 27 статьи 1);

установление возможности удостоверения сделки двумя и более нотариусами (пункты 6,14 и 17 статьи 1);

расширение перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов (пункт 23 статьи 1);

уточнение порядка совершения нотариусом отдельных нотариальных действий (пункты 1,7,11 и 12 статьи 1);

установление порядка исправления нотариусом технической ошибки, не изменяющей правовое содержание нотариально оформленного документа на бумажном носителе (пункты 15 и 17 статьи 1).

Действие законопроекта распространяется на лиц, совершающих нотариальные действия (нотариусов), Федеральную нотариальную палату, наделенную публичными функциями по организации нотариальной деятельности, а также лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий, или которым предоставляются результаты совершения нотариальных действий.

Законопроект относится к комплексной отрасли законодательства и включает нормы материального и процессуального права, касающиеся вопросов нотариальной деятельности.

Важной новеллой законопроекта является расширение спектра нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме удаленно, то есть без личной явки обратившегося лица к нотариусу: свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принятие в депозит денежных средств, взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса, а также депонирование нотариусом безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг, обеспечение доказательств в виде осмотра сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

Обязательным условием возможного совершения таких действий является отсутствие требований к установлению волеизъявления обратившегося лица при совершении нотариального действия.

Законопроект предусматривает дополнение Основ статьей 443, определяющей порядок совершения нотариальных действий удаленно, а также внесение изменений в статьи 81, 86, 87, 881, 89, 103 и 10З7 Основ, регулирующих общий порядок совершения соответствующих нотариальных действий. При удаленном совершении нотариального действия лицо, обращающееся за совершением нотариального действия, направляет нотариусу через ЕИС заявление о совершении нотариального действия с приложением установленных законодательством Российской Федерации документов в электронной форме или скан-образов документов. Нотариус изготавливает нотариальный документ в электронной форме и направляет обратившемуся лицу, либо по просьбе заявителя изготовленный нотариальный документ выдается на бумажном носителе.

Заявление может быть передано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, при этом личность заявителя в этом случае может устанавливаться путем проверки его регистрации в "Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и проверки усиленной квалифицированной электронной подписи обратившегося лица.

Законопроектом предлагается урегулировать порядок удостоверения сделки с привлечением двух и более нотариусов (дополнение Основ статьей 531). Статья 531 устанавливает общие положения такого порядка, в частности: создание в электронной форме проекта сделки посредством БИС; подписание экземпляра сделки в электронной форме электронной подписью участника сделки и каждого из удостоверивших ее нотариусов;

обеспечение неизменности текста сделки в электронной форме средствами БИС;

регистрацию посредством БИС удостоверенной сделки в реестре регистрации нотариальных действий.

Порядок взаимодействия нотариусов с БИС при удостоверении сделки двумя и более нотариусами будет определяться федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Порядок удостоверения сделки двумя и более нотариусами весьма востребован российским бизнесом, учитывая обширную территорию страны. Подобная практика уже не первый год успешно реализуется во Франции, позволяя участникам сделки значительно экономить свое время и средства.

В настоящее время Основами не урегулирован вопрос о проверке информации о нотариальном документе. Законопроект предусматривает введение для этих целей машиночитаемой маркировки, которая наносится на нотариальный документ при его изготовлении и содержит данные, определенные Основами (дополнение Основ статьей 51; пункты 2 и 15 статьи 1 законопроекта). Такая маркировка позволяет проверить действительность нотариального документа с использованием БИС.

Законопроектом устанавливаются правила исправления нотариусом выявленных технических ошибок, не изменяющих правовое содержание нотариально оформленного документа и не влияющих на права третьих лиц (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка). Техническая ошибка исправляется нотариусом по требованию заявителя, его представителя или на основании решения суда. Сведения об исправлении технической ошибки в нотариально оформленном документе, вносятся в реестр нотариальных действий БИС (пункты 6 и 7 статьи 1).

Законопроектом предлагается регулирование вопросов представления с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежедневно и круглосуточно информации из реестра наследственных дел БИС в целях оптимизации процесса установления нотариуса, ведущего наследственное дело (пункт 8 статьи 1).

При совершении нотариальных действий нотариусы получают через БИС сведения, содержащиеся в других информационных системах, и проверяют в этих системах сведения, представленные обратившимся лицом. Дня урегулирования порядка такого взаимодействия Основы дополняются статьей 346 (пункт 9 статьи 1), предусматривающей, что технические и организационные требования к БИС в части взаимодействия с другими информационными системами, а также к участникам информационного взаимодействия определяются оператором БИС.

Законопроект предусматривает направление удаленно удостоверенной исполнительной надписи нотариуса в ФССП России. При этом информационное взаимодействие с ФССП России успешно реализуется в рамках Соглашения об информационном взаимодействии в электронном виде, утвержденного ФССП России и Федеральной нотариальной палатой от 30 июня 2017 г. № 0001/19/2853/01-01-2.

Предусмотренные законопроектом новеллы позволяют предоставить гражданам и бизнесу новые комфортные инструменты, которые гарантируют их правовую защиту.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений

в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"

 

Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.

В соответствии со статьей 341 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 единая информационная система нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате.

Доработка и эксплуатация единой информационной системы нотариата предусмотрена исключительно за счет ее собственника - Федеральной нотариальной палаты.

ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом

федерального закона "О внесении изменений в Основы

законодательства Российской Федерации о нотариате"

 

Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,

Правительства Российской Федерации и федеральных органов

исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием

федерального закона "О внесении изменений в Основы

законодательства Российской Федерации о нотариате"

 

Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Потребуется принятие приказов Минюста России совместно с Федеральной нотариальной палатой, определяющих порядок взаимодействия нотариусов с единой информационной системой нотариата при удостоверении сделки двумя и более нотариусами, требования к формату заявления о совершении нотариального действия удаленно и представляемых с ним документов в электронной форме, порядок направления указанного заявления, а также взаимодействие заявителя, его представителя, обратившегося за совершением нотариального действия удаленно, и нотариуса.

Также потребуется принятие приказа Минюста России, устанавливающего порядок размещения на документе машиночитаемой маркировки и ее формат, порядок проверки сведений о нотариальном документе посредством направления запроса в единую информационную систему нотариата в машиночитаемой форме.

Указанный приказ принимается Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой, которым должен быть определен порядок установления личности заявителя или его представителя посредством единой информационной системы персональных данных.

Подпунктом "а" пункта 27 статьи 1 законопроекта предусмотрено получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, что потребует определения порядка получения такой выписки приказом Минюста России и Минкомсвязи России.

В связи с тем, что законопроектом предусмотрено включение в единую информационную систему нотариата нового реестра - регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, а также сведений об исправлении технической ошибки в нотариально оформленном документе, которые должны вноситься в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата, потребуется внесение изменений в приказ Минюста России от 17 июня 2014 г. № 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата".

Кроме того, принятие федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" потребует внесения изменений в приказ Минюста России от 17 июня 2014 г. № 129 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2014 г. № 32716).

Срок подготовки приказов - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 июля 2019 г. № 1500-р

МОСКВА

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".

2. Назначить заместителя Министра юстиции Российской Федерации Новака Дениса Васильевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".

 

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                               Д. Медведев

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Об отзыве на проект федерального закона № 750699-7

«О внесении изменений в Основы законодательства

Российской Федерации о нотариате»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан                                                 

04 сентября 2019 года

 

№ 262-п


Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от 04 сентября 2019 года

 

№ 262-п

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 750699-7

«О внесении изменений в Основы законодательства

Российской Федерации о нотариате»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, поддерживает его принятие.