ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 473
Федерального закона "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
в части регулирования размещения кондиционеров и иных
технических средств на фасадах объектов культурного наследия"
Законопроект разработан Минкультуры России в инициативном порядке в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия (далее - ОКН), неизменности их визуального восприятия, предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, связанного с размещением на их фасадах различных технических устройств.
В статье 473 действующей редакции Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - 73-ФЗ) содержится общий запрет проводить работы, изменяющие предмет охраны ОКН, ухудшающие условия, необходимые для его сохранности, а также работы, изменяющие его облик, объемно- планировочные и конструктивные решения и структуры и интерьер в случае, если предмет охраны объекта не определен.
По итогам проведенного Минкультуры России анализа информации о размещении на фасадах объектов технических устройств, в том числе кондиционеров и тарелок спутникового телевидения, был сделан вывод о недостаточности правового регулирования данного вопроса. В отсутствие прямого запрета на размещение указанных устройств, в значительном количестве случаев они размещаются пользователями ОКН самостийно.
Проблема размещения технических устройств на фасадах ОКН носит не только эстетический характер. Применяемые средства и способы монтажа (крепления) технических устройств могут нанести вред объекту культурного наследия. В процессе монтажа-демонтажа в здании памятника делаются сквозные отверстия без учета имеющихся трещин и деформации, на объект оказывается механическое воздействие без учета его технического состояния.
Отсутствие однозначного правового запрета на размещение кондиционеров и иных технических устройств на фасадах ОКН создает дополнительные административные барьеры и факторы, стимулирующие коррупцию.
Законопроектом устанавливается запрет на установку внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств и (или) их частей на фасадах ОКН в случае, если фасад объекта культурного наследия относится к его предмету охраны (за исключением технических устройств охраны и сигнализации).
Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования.
Законопроектом предусмотрен переходный период:
1) в отношении ОКН, отнесенных к жилищному фонду:
демонтаж с фасада здания кондиционеров, антенн и других технических устройств, которые были установлены до вступления закона в силу, будет осуществляться только при проведении работ по сохранению такого ОКН, включающих реставрацию и приспособление ОКН для современного использования;
проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН должна содержать техническое решение системы кондиционирования воздуха с учетом необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий для проживания.
2) в отношении ОКН, не отнесенных к жилищному фонду:
демонтаж с фасада здания кондиционеров, антенн и других технических устройств, которые были установлены до вступления закона в силу, будет осуществляться в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу закона.
Проектируемые Законопроектом требования будут предъявляться, в силу положений статей 473 и 476 73-Ф3, к собственнику ОКН, либо унитарному предприятию или учреждению, использующим ОКН на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, или юридическому лицу, которым он передан безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора. На иные формы владения и использования ОКН, в том числе на отношения аренды, данные требования распространяться не будут.
В случае, если арендаторы, иные пользователи ОКН, не упомянутые в статьях 473 и 476 73-Ф3, будут нести какие-либо издержки в связи с реализацией Законопроекта, их возмещение будет осуществляться в гражданско-правовом порядке по следующим основаниям:
в соответствии с пунктом 11 статьи 476 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому ОКН принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
в соответствии с пунктом 6 статьи 476 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 статьи 476 по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 472 - 474 73-ФЗ.
Требование, содержащее запрет на установку кондиционеров, прописывается в статье 473 (в редакции законопроекта).
Таким образом, закон уже предусматривает, что демонтаж будет осуществлен за счет собственника помещения в случае передачи ОКН в аренду.
Размещение технических средств в целях сохранения памятника возможно только в рамках проведения работ по его сохранению. В соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия это потребует разработки проекта работ по сохранению объекта, получения положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласования органа государственной охраны объектов культурного наследия. Таким образом, если установка технических средств вызвана необходимостью сохранения ОКН, его защиты и безопасности, на нее не будет распространяться установленный законопроектом запрет.
В настоящее время 142 112 памятников и ансамблей включено в реестр. В 2018 году региональными органами охраны объектов культурного наследия были проведены мероприятия по контролю за состоянием памятников, в результате которых были установлены факты незаконного размещения навесного оборудования в 40 регионах.
В реестр включено 8726 ОКН, являющихся многоквартирными домами, из которых 35% имеют на фасадах кондиционеры или спутниковые антенны.
Законопроектом предусматривается вступление в силу в течение ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Указанный период необходим для приведения в соответствие с вводимыми требованиями проектной документации, по которой еще не начаты ремонтно- реставрационные работы, возможной корректировки актов историко- культурной экспертизы, проведения органами государственной охраны объектов культурного наследия фиксации состояния фасадов охраняемых памятников. Данная работа будет организована и проведена Минкультуры России совместно с региональными органами охраны объектов культурного наследия.
Реализация Законопроекта будет осуществляться в рамках имеющейся кадровой обеспеченности органов охраны объектов культурного наследия и не потребует дополнительных бюджетных ассигнований.
Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Федеральные законы и проекты федеральных законов, аналогичные по содержанию законопроекту, на рассмотрении в Федеральном Собрании Российской Федерации не находятся.