Повестка дня заседания, 02 октября 2019, 10:00

Вопрос №5

Об отзыве на проект федерального закона № 751723-7 «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Докладывает:
    Иванов Олег Альбертович
    председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике


 

Материалы по вопросу:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Об отзыве на проект федерального закона № 751723-7

«О внесении изменения в статью 48 части первой

Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 751723-7 «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Псковским областным Собранием депутатов, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 751723-7 «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 751723-7 «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                     В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2019 года

 

№ __________

 

 

Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от ___ ____________ 2019 года

 

№ __________

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 751723-7

«О внесении изменения в статью 48 части первой

Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 751723-7 «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Псковским областным Собранием депутатов, поддерживает его принятие.

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕДЬМОГО СОЗЫВА

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 11.09.2019 № 213

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

11 сентября 2019 г.

 

12. О проекте федерального закона № 751723-7 "О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения порядка взыскания задолженности по налогам и сборам с физических лиц) - вносит Псковское областное Собрание депутатов

 

Принято решение:

1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Россий­ской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Госу­дарственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Феде­рации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (предста­вительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до 10 октября 2019 года.

2. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам с учетом посту­пивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект феде­рального закона к рассмотрению Государственной Думой.

3. Включить указанный проект федерального закона в примерную програм­му законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2019 года (октябрь).  

 

 

 

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации                                                                                                 В.В. Володин

 

 


 

ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04.07.2019                                         № 861

О внесении на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения

в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Псковское областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Назначить официальным представителем Псковского областного Собрания депутатов при рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Козловского Александра Николаевича - депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Настоящее постановление вступаете силу со дня его принятия.

 

 

Председатель областного

Собрания депутатов                                                                                                          А.А. Котов

Вносится

Псковским областным

Собранием депутатов

 

Проект № 751723-7

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменения в статью 48 части первой

Налогового кодекса Российской Федерации

 

Статья 1

Внести в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2010, № 49, ст. 6420; 2011, № 27, ст. 3873; 2013, № 9, ст. 872; 2015, № 10, ст. 1393; 2016, № 18, ст. 2486; 2016, № 27, ст. 4176; 2016, № 49, ст. 6844; 2017, № 49, ст. 7315) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в установленный срок обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на имущество физического лица, в том числе на денежные средства на счетах в банке, электронные денежные средства, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценные металлы на счетах (во вкладах) в банке, и наличные денежные средства этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

2. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (таможенного органа), направившего требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налогового органа по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Форма решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - решение о взыскании) утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

3. Решение о взыскании принимается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату принятия налоговым органом (таможенным органом) решения о взыскании.

Указанное решение о взыскании принимается налоговым органом (таможенным органом), если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 4 настоящей статьи.

4. Решение о взыскании принимается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) принимает решение о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) принимает решение о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

5. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного в пункте 4 настоящей статьи срока (далее в настоящей статье - срок принятия решения о взыскании), считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган (таможенный орган) может обратиться в суд с заявлением о взыскании с физического лица причитающейся к уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (далее в настоящей статье - заявление о взыскании). Заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока принятия решения о взыскании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

6. Постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - постановление о взыскании) должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа (таможенного органа), выдавшего указанное постановление;

2) дату принятия и номер решения о взыскании;

3) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства физического лица, на чье имущество обращается взыскание;

4) резолютивную часть решения о взыскании;

5) дату выдачи указанного постановления.

7. Постановление о взыскании подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (таможенного органа) и заверяется гербовой печатью налогового органа (таможенного органа).

8. Требования, содержащиеся в постановлении о взыскании, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется физическому лицу, на чье имущество обращается взыскание.

Физическое лицо, на чье имущество обращается взыскание, в течение срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, установленного частью 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», вправе представить судебному приставу-исполнителю письменные возражения на постановление о возбуждении исполнительного производства в части взыскиваемой суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Судебный пристав-исполнитель при получении письменных возражений, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, выносит постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, налоговый орган (таможенный орган) может обратиться в суд с заявлением о взыскании. Заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

9. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке административного искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

10. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании постановления о взыскании или вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей,

предусмотренных настоящей статьей.

11. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В случае взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов, страховых взносов не начисляются.

13. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения решений о взыскании или судебных актов о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.».

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

 

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                                   В. Путин

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменения

в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Законопроект) предлагается изменить порядок взыскания задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам с физических лиц путем внесения соответствующих изменений в действующую редакцию статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, что обусловлено нижеследующим.

С 6 мая 2016 г. вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), являющийся существенной процессуальной новеллой последнего времени, а именно в КАС РФ введен институт приказного административного судопроизводства. Федеральным законом от 05 апреля 2016 г. № ЮЗ-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) раздел III КАС РФ дополнен главой 11.1 «Производство по административным делам о вынесении судебного приказа».

Данное изменение законодательства имело актуальность именно для мировых судей в связи со следующим. Ранее административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций подлежали рассмотрению в порядке главы 32 КАС РФ районными судами. Федеральным законом в КАС РФ введена такая упрощенная форма производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, как выносимый исключительно мировыми судьями судебный приказ (часть 3.1 статьи 1 КАС РФ). При этом в части 1 статьи 123.1 КАС РФ содержится определение судебного приказа как судебного акта, вынесенного судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о

взыскании обязательных платежей и санкций.

Таким образом, во-первых, судебный приказ в административном судопроизводстве по своей правовой природе является судебным актом, разрешающим дело по существу, и, соответственно, аналогом судебного решения по делам приказного административного судопроизводства, которое характеризуется упрощенной процессуальной процедурой.

Во-вторых, он выносится мировым судьей единолично, без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств. Это объясняется тем, что в приказном производстве презюмируется отсутствие спора по заявленным требованиям. Стороны административного приказного производства соответственно именуются «взыскатель» и «должник», что подчеркивает определенность (бесспорность) в отношениях между ними.

В-третьих, вынесение судебного приказа в рамках КАС РФ возможно только по одному виду требований, а именно о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 3.1 статьи 1, глава 32 КАС РФ).

Необходимость данной законодательной новеллы была обусловлена значительным увеличением количества обращений в суды налоговых и таможенных органов, а также государственных внебюджетных фондов, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения полноценного судебного разбирательства.

Анализ практики реализации КАС РФ в редакции Федерального закона за период с мая 2016 по настоящее время показал следующее.

1. Рост судебной нагрузки на мировых судей.

Мировыми судьями Псковской области в 2016 году вынесено 9944 судебных приказа, в 2017 году - 18 951 судебный приказ, в 2018 году - 18 044 судебных приказа.

2. Повышение уровня доверия граждан к решениям, принимаемым налоговыми органами.

Доля отмененных судебных приказов по отношению к общему числу вынесенных мировыми судьями Псковской области в 2016 году судебных приказов составила 6,1% (614 судебных приказов), в 2017 году - 6,9% (1321 судебный приказ), в 2018 году - 6,7% (1215 судебных приказов).

Аналогичная ситуация складывается в субъектах, входящих в состав Северо-Западного федерального округа: в 2016 году из суммарно вынесенных мировыми судьями Северо-Западного федерального округа 268 837 судебных приказов отменено 3,8% (10 218 судебных приказов), в 2017 году из 386 275 вынесенных судебных приказов отменено 5,8% (22 403 судебных приказа).

По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, мировыми судьями субъектов Российской Федерации в 2016 году суммарно вынесено 2 770 274 приказа о взыскании с физических лиц налогов и сборов (4,2% из них отменено), в 2017 году вынесено 3 708 318 судебных приказов (5,1% из них отменено), в 2018 году вынесено 3 894 395 судебных приказов (5,6% из них отменено).

3. Рост материальных затрат субъектов Российской Федерации на издание судебных приказов, в том числе на почтовые расходы.

Так, при себестоимости одного судебного приказа 262 рубля, расходы бюджета Псковской области в этой части в 2016 году составили 2 млн. 605 тыс. рублей, в 2017 году - 4 млн. 965 тыс. рублей, в 2018 году - 4 млн. 728 тыс. рублей.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что в соответствии с действующим порядком взыскания задолженности, согласно которому административным истцом (налоговым (таможенным) органом) к заявлению о вынесении судебного приказа прилагаются документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом (часть 3 статьи 123.3 КАС РФ), следует вывод, что в случае принятия Законопроекта затраты федерального бюджета будут значительно снижены, что обусловлено следующим. В случае внесудебного взыскания задолженности извещение должника об обращении взыскания на имущество будет осуществляться только одним федеральным органом - в соответствии с положениями Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обязан проинформировать должника о возбуждении исполнительного производства и предоставить ему срок для добровольного погашения задолженности.

Исходя из вышеизложенного, необходимость принятия Законопроекта обусловлена значительным увеличением количества обращений к мировым судьям налоговых органов с требованиями, возникающими из нарушений налогового законодательства, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения развернутого судебного разбирательства; утверждение налогового требования судебным приказом мирового судьи носит формальный характер, а процедура взимания налоговой задолженности длится в среднем от 6 до 10 месяцев.

Принятие Законопроекта позволит сократить процедуру взыскания задолженности физических лиц по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам. Так, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом требования об уплате налога, сбора, страхового взноса (пени, штрафа) налоговый орган (таможенный орган) сможет взыскать их принудительно за счет имущества налогоплательщика - на основании соответствующего решения путем направления постановления (по аналогии с постановлением по делу об административном правонарушении) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В целях исключения возможных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами (таможенными органами) в части срока вынесения решения о взыскании недоимки, который судами может быть трактован как пресекательный, после истечения которого требование погасить недоимку за счет имущества признается неправомерным, Законопроект сохраняет право налогового органа (таможенного органа), в случае пропуска срока на бесспорное взыскание недоимки за счет имущества налогоплательщика, обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающихся к уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов.

Исходя из вышеизложенного, принятие Законопроекта, учитывающего специфику административного судопроизводства и сохранившего в себе действующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, являющиеся важнейшей гарантией соблюдения прав должника, позволит сократить процедуру взыскания задолженности физических лиц по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, снизить судебную нагрузку на мировых судей и значительно сэкономить бюджетные средства субъектов Российской Федерации.

В целях проработки отдельных аспектов Законопроекта, Законопроект был направлен в Псковский областной суд и Управление федеральной налоговой службы по Псковской области для изучения и дачи компетентных заключений.

Согласно заключению Псковского областного суда, принятие Законопроекта не потребует внесения изменений в действующую редакцию КАС РФ. Согласно заключению Управления федеральной налоговой службы по Псковской области, принятие Законопроекта позволит уменьшить материальные затраты федерального бюджета и не потребует внесения дополнительных изменений в Налоговый кодекс РФ.

Приложение:

1. Копия заключения Псковского областного суда - на 2 л. в 1 экз.

2. Копия заключения Управления федеральной налоговой службы по Псковской области - на 2 л. в 1 экз.

Псковский

областной суд

12.03.2019 № 1-6

Председателю Комитета

юстиции Псковской области

Шерстобитову С.В.

 

Направляется заключение по разработанному Комитетом юстиции Псковской области проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в части внесения изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Приложение: на 1 л.

 

 

Исполняющий обязанности председателя

Псковского областного суда                                                                                 А.А. Лебедев

 

 

Заключение

по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 48

Налогового кодекса Российской Федерации» в части внесения изменений

в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Административные дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций в настоящее время рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 11.1 «Производство по административным делам о вынесении судебного приказа» и главой 32 «Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В случае несогласия с решением, действиями (бездействием) налогового органа, в том числе, связанным с начислением налогов, пени и штрафов, граждан вправе обратиться в суд в порядке главы 22 КАС РФ с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) налогового органа, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) налогового органа в вышестоящий в порядке подчиненности налоговый орган либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Возможность обжалования решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя также предусмотрена главой 22 КАС РФ.

Таким образом полагаем, что в случае принятия предложенного Комитетом юстиции Псковской области законопроекта внесение изменений в КАС РФ не требуется.

 

 

 

Исполняющий обязанности председателя

Псковского областного суда                                                                                 А.А. Лебедев

 

 

МИНФИНРОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Председателю Комитета юстиции

Псковской области

Шерстобитову С.В.

 

 

ул. Пароменская, д. 21/33, г. Псков, 180007

 

 

Заключение по проекту федерального закона

«О внесении изменений в статью 48 HK РФ»

 

Уважаемый Сергей Валерьевич!

Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей редакции, взыскание налогов, пеней и санкций с физических лиц производится в судебном порядке путем обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа либо с административным исковым заявлением, рассмотрение которых производится в соответствии с главами 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. До обращения в суд налоговые органы обязаны направить налогоплательщикам копии заявления в суд и прилагаемых документов.

Установление взыскания налогов во внесудебном порядке Федеральной службой судебных приставов на основании постановлений налогового органа о взыскании налогов, пеней, санкций за счет имущества физических лиц не предусматривает направление копий решений о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщикам - физическим лицам. В силу положений федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем производится направление должникам постановления о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, должник - физическое лицо будет уведомлено о взыскании налогов, пеней, санкций за счет имущества.

Проектом закона предусмотрены гарантии для налогоплательщиков. Должникам - физическим лицам предоставлено право на предъявление возражений относительно принятого налоговым органом решения путем направления их судебному приставу-исполнителю. Процедура аналогична действующему в настоящее время порядку взыскания задолженности через мировых судей.

Внесение изменений в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации, которое не предусматривает направление должникам копий решений и документов приведет к уменьшению материальных затрат федерального бюджета на почтовые расходы. Так, за 2018 год налоговыми органами области направлено в суды 20924 заявления, почтовые расходы на направление копий документов должникам и в суды, расположенные в иных регионах, составляют порадка 1800 тыс. руб.

В случае принятия предложенного законопроекта внесение изменений в иные положения Налогового кодекса Российской Федерации не требуется.

 

 

 

И.о. руководителя,

советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации 1 класса                                                                                           А.Л. Кутузова

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 48

части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» не повлечет расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных

конституционных законов, федеральных законов и иных

нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,

изменению или принятию в связи с принятием федерального закона

«О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса

Российской Федерации»

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» потребует принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, нормативных правовых актов, утверждающих соответствующую форму решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.