ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12.211
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.211 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект, КоАП) подготовлен во исполнение положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. № 5-П и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № МА-П9-924.
Законопроектом предусматривается уточнение административной ответственности за нарушения правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, предусмотренных статьей 12.211 КоАП.
В соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства должно осуществляться только по специальному разрешению, в котором определены режимы движения и необходимые ограничения.
Установленные законодательством Российской Федерации требования в сфере движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств направлены в первую очередь на обеспечение сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, развитие транспортной составляющей.
Ранее Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 27 февраля 2018 г. № 531-О и от 27 марта 2018 г. № 633-О также сделаны выводы, что одним из средств, призванных обеспечить соблюдение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, является административная ответственность, предусмотренная статьей 12.211 КоАП. Статья 12.211, применяемая в нормативном единстве с иными статьями КоАП и с положениями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, способствует сохранности и развитию дорог, недопущению ухудшения их технического состояния и эксплуатационных характеристик.
В Постановлении Конституционного суда от 18 января 2019 г. № 5-П также отмечено, что управление транспортным средством водителем на основании трудового договора с собственником (владельцем) транспортного средства, а значит под его непосредственным контролем не свидетельствует само по себе о переходе к водителю правомочий владения в отношении транспортного средства. Даже в том случае, если водитель в обход работодателя использовал тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство для перевозки грузов в нарушение требований законодательства, именно работодатель должен нести в правоотношениях с государством риски и неблагоприятные последствия необеспечения надлежащего контроля за своим работником. Иное истолкование части 2 статьи 2.61 КоАП во взаимосвязи с частями 1, 2, 3 и 6 его статьи 12.211 влекло бы на практике нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, а также обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (преамбула; статья 15, часть 2; статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. № 5-П части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.211 КоАП признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования устанавливают административный штраф для собственников (владельцев) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности в случае фиксации совершенных ими административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в размере, равном максимальному пределу административного штрафа для юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), предусмотренного соответствующей частью той же статьи. Поэтому в редакции законопроекта административная ответственность наступает в едином размере вне зависимости от формы собственности на транспортное средство и способа фиксации соответствующего административного правонарушения. Вместе с тем предлагаемый размер административного штрафа соответствует минимальному установленному в настоящее время штрафу для юридических лиц.
Также с целью исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. № 5-П исключается административный штраф для водителей с целью обеспечения соблюдения собственником (владельцем) обязательных требований, направленных на сохранность и развитие автомобильных дорог, недопущение ухудшения их технического состояния и эксплуатационных характеристик.
С учетом того, что статья 12.211 применяется в нормативном единстве с иными статьями КоАП и с положениями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, правоотношения, возникающие в рамках осуществления перевозочной деятельности (в том числе между водителем, грузоотправителем, собственником (владельцем) транспортного средства и других), являются гражданско-правовыми и могут регулироваться договором перевозки груза, включая распределение между субъектами перевозки ответственности в случае фиксации нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований. Данное положение закреплено требованиями Федерального закона 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Кроме того, собственник (владелец) транспортного средства вправе обжаловать вынесенное в отношении него постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.211 КоАП, в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд, представив доказательства своей невиновности. Так, согласно части 2 статьи 2.61 КоАП он освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к этому моменту выбыло из обладания собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц (в том числе использование водителем в обход работодателя тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства для перевозки грузов в личных целях в нарушение требований законодательства, то есть без получения специального разрешения). Также в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП при оплате штрафа за административные правонарушения, предусмотренные главой 12, в течение 20 дней с момента их выявления нарушитель вправе оплатить половину размера штрафа. Кроме того, в соответствии со статьей 4.1 КоАП при обращении правонарушителя в суд судья вправе снизить наполовину размер штрафа (с учетом получения 50% скидки при оплате штрафа).
По статистике за 2017 - 2018 годы в Росавтодор подано 1 заявление о выдаче специального разрешения физическому лицу для движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства для личных нужд. Общее количество выданных Росавтодором специальных разрешений за 2017-2018 годы составляет 644 тысячи.
Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации указано, что формально замечания, указанные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. № 5-П, устранены. Вместе с тем отмечено, что предлагаемое решение не в полной мере соответствует смыслу постановления Конституционного Суда Российской Федерации. В связи с этим отмечаем, что предлагаемая правовая конструкция устраняет дифференциацию штрафов и устраняет разницу в штрафах, начисленных водителю и юридическому лицу, более того, предлагаемый размер административного штрафа соответствует минимальному установленному в настоящее время штрафу для юридических лиц (а не максимальному, как это указано в заключении). Предлагаемый механизм направлен на предотвращение совершения правонарушений, стимулирование соблюдения законодательства Российской Федерации о движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, при этом не ограничивает право собственника (владельца) транспортного средства обжаловать вынесенное в отношении него постановление по делу об административном правонарушении в порядке части 2 статьи 2.61 КоАП.
В связи с этим следует отметить, что в редакции законопроекта устранены замечания Минюста России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, так как, с одной стороны исключается ответственность водителя и должностного лица, поскольку работодатель (собственник, владелец транспортного средства) должен нести в правоотношениях с государством риски и неблагоприятные последствия необеспечения надлежащего контроля за своим работником, а с другой стороны, исключается зависимость размера административного штрафа от способа фиксации правонарушения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.