ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 381
части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» разработан в соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в целях увеличения доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за счет отмены федеральных льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
В 2017 году сумма налога на имущество организаций, не поступившая в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налогоплательщикам федеральных налоговых льгот, составила 256,3 млрд рублей (29,2% к сумме налога, исчисленной к уплате в бюджет), по Республике Башкортостан - 3 628,7 млн рублей (27,9%).
В целом по России в общей сумме предоставленных льгот по налогу на имущество организаций (453,4 млрд рублей) федеральные льготы составляют 256,3 млрд рублей, или 56,5%. В Республике Башкортостан общая сумма льгот по налогу составила 5 073,4 млн рублей, из них федеральные льготы - 3 628,7 млн рублей, или 71,5%.
При этом налоговая льгота, предоставленная организациям в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в общем объеме федеральных льгот в Республике Башкортостан (3 628,7 млн рублей) составила 338,3 млн рублей, или 9,3% от общей суммы налоговых льгот. В целом по Российской Федерации сумма льгот указанной категории налогоплательщиков составила 28,8 млрд рублей (11,2%).
Учитывая необходимость сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, снижения объемов дотаций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, предлагается отменить указанную льготу.
При этом в случае принятия закона частично восполнятся потери бюджетов субъектов Российской Федерации от исключения движимого имущества из объектов налогообложения.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 302-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2019 года движимое имуществе исключено из объектов налогообложения налога на имущество организаций, при этом предусмотрено частичное восполнение выпадающих доходов субъектов Российской Федерации за счет изменения схемы распределения акцизов на крепкий алкоголь.
Потери консолидированного бюджета Республики Башкортостан в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций оцениваются около 4 000 млн рублей. В первом квартале 2019 года поступило налога на имущество организаций в счет уплаты за движимое имущество за налоговый период 2018 года в сумме 850 млн рублей. При этом компенсация потерь выпадающих доходов бюджета республики в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения налогом на имущество организаций в виде доходов от уплаты акцизов на крепкий алкоголь составляет 814,3 млн рублей, увеличения уровня софинансирования из федерального бюджета расходов по денежным выплатам, назначаемым в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, - 503,8 млн рублей, закупок из федерального бюджета лекарственных препаратов по пяти орфанным заболеваниям - около 175,0 млн рублей.
В этой связи потери Республики Башкортостан по вышеуказанной причине оцениваются в сумме 1 656,9 млн рублей (4 000 - 850 - 814,3 - 503,8 - 175,0).
Таким образом, в случае отмены федеральной льготы Республика Башкортостан получит 338,3 млн рублей доходов, что составляет 20% от общей суммы, которая подлежит компенсации (1 656,9) в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения.
Председатель
Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан
К. Толкачев
Депутат
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
И. Бикбаев