ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи
50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации»
Предметом законодательного регулирования проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» являются отношения, связанные с установлением нормативов зачисления налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) по уровням бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Концепция законопроекта заключается в реализации на федеральном уровне мер по увеличению доходного потенциала консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения сбалансированности бюджетов, путем изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Необходимость принятия правовых, организационных и финансовых мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе путем закрепления на постоянной основе дополнительных доходных источников за бюджетами субъектов Российской Федерации (местными бюджетами) была отмечена участниками «круглого стола» на тему «Состояние и пути повышения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов», проведенного 18.12.2018 Комитетом Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
Следует отметить, что на формирование недостаточности финансовых ресурсов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации значительное влияние оказали изменения федерального законодательства, принятые в последние годы, которые привели к уменьшению собственных налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (снижение ставки налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, отмена налога на движимое имущество юридических лиц и др.).
Так, снижение с 2017 года ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации с 18 до 17 процентов, повлекло выпадающие доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 180,6 млрд рублей ежегодно, в том числе для бюджета Республики Хакасия в сумме 373 млн рублей.
Исключение с 2019 года из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций движимого имущества снизило доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 220,6 млрд рублей, в том числе для бюджета Республики Хакасия на 519,5 млн рублей (по оценке Минфина России). При этом, на федеральном уровне предусмотрена только частичная компенсация выпадающих доходов - для Республики Хакасия в сумме 167 млн рублей (отчисления от акцизов на алкогольную продукцию по нормативу в размере 0,2835%).
Снижение на федеральном уровне ставки налога на имущество организаций на 2018 год в отношении движимого имущества (с 2,2 до 1,1 процента) повлекло выпадающие доходы бюджета Республики Хакасия в сумме 197 млн рублей.
Введение в Налоговый кодекс Российской Федерации норм, позволивших организациям получить статус участника регионального инвестиционного проекта (без включения в реестр), повлекло снижение доходов Республики Хакасия по налогу на добычу полезных ископаемых в 2018 году 189 млн рублей, в 2019 году 119 млн рублей.
Решение проблемы повышения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на данном этапе невозможно без принятия на федеральном уровне мер по увеличению налогового потенциала региональных и местных бюджетов путем закрепления за бюджетами на постоянной основе дополнительных доходных источников.
Предусмотренные проектом федерального закона изменения направлены на частичное перераспределение между уровнями бюджетной системы Российской Федерации налоговых доходов по налогу на добычу полезных ископаемых.
Предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусмотрев увеличение норматива зачисления налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) в бюджеты субъектов Российской Федерации с 60 процентов до 100 процентов.
Принимая во внимание, что добыча полезных ископаемых наносит колоссальный вред природе и экологии регионов, где осуществляется непосредственная добыча, увеличение налоговых доходов субъектов Российской Федерации по налогу на добычу полезных ископаемых будет справедливой мерой, которая позволит обеспечить увеличение собственной доходной базы указанных регионов, снизить их дотационность, повысить качество жизни населения и сформировать точки для ускоренного роста экономики.
Налог на добычу полезных ископаемых - это стабильный источник доходов бюджетов, который не зависит от рыночный конъюнктуры мировых цен в отличие от налога на прибыль организаций, уплачиваемого организациями, осуществляющими добычу полезных ископаемых.
Доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018 год составили 6 127 млрд 369 млн рублей (или 16,5 % от общей суммы налоговых и неналоговых доходов Российской Федерации), из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации было зачислено менее 1,1%, что в сумме составило 67 млрд 021 млн рублей, из них:
34 млрд 236 млн рублей налог по прочим полезным ископаемым (в т.ч: золото, руды);
15 млрд 674 млн рублей налог по природным алмазам;
10 млрд 239 млн рублей налог по углю;
4 млрд 999 млн рублей налог по общераспространенным.
Изменение норматива зачисления налога на добычу полезных ископаемых (по прочим полезным ископаемым, углю) позволит увеличить доходы консолидированных бюджетов субъектов ежегодно на 29 млрд 650 млн рублей (в том числе бюджета Республики Хакасия на 613 млн рублей).
Для федерального бюджета это будет незначительное снижение доходов, которое оценивается 0,15% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета.
Таким образом, принятие и реализация проекта федерального закона приведет к перераспределению поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, что отразится в снижении поступлений налога в федеральный бюджет и увеличении поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации на аналогичную сумму, и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.