Повестка дня заседания, 06 ноября 2019, 10:00

Вопрос №5

Об отзыве на проект федерального закона № 809773-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Докладывает:
    Иванов Олег Альбертович
    председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике


 

Материалы по вопросу:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Об отзыве на проект федерального закона № 809773-7

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса

Российской Федерации»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 809773-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Самарской Губернской Думой, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 809773-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 809773-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                     В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2019 года

 

№ __________

 

 

 

         Приложение

         к постановлению Президиума

         Верховного Совета

         Республики Хакасия

         от ___ ____________ 2019 года

 

         № __________

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 809773-7

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса

Российской Федерации»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 809773-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Самарской Губернской Думой, поддерживает его принятие.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕДЬМОГО СОЗЫВА

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 16.10.2019 № 222

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

16 октября 2019 г.

 

12. О проекте федерального закона № 809773-7 мО внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении порядка обложения налогом на имущество организаций) - вносит Самарская Губернская Дума

 

Принято решение:

1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Россий­ской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Госу­дарственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Феде­рации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (предста­вительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а так­же на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до 14 ноября 2019 года.

2. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам с учетом посту­пивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект феде­рального закона к рассмотрению Государственной Думой.

3. Включить указанный проект федерального закона в примерную програм­му законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2019 года (ноябрь).

 

 

 

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации                                                                                                              В.В. Володин

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ШЕСТОГО СОЗЫВА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1 октября 2019 года                                                                                                 № 960

 

О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Самарская Губернская Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Поручить председателю комитета Самарской Губернской Думы по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Хасаеву Габибулле Рабадановичу представлять настоящий законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Самарской Губернской Думы по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Думы                                                                                  Г.П. Котельников

 

Вносится Самарской

Губернской Думой

 

Проект № 809773-7

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в часть вторую

Налогового кодекса Российской Федерации

 

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2005, № 52, ст. 5581; 2008, № 27, ст. 3126; 2009, № 48, ст. 5733; № 52, ст. 6444; 2012, № 49, ст. 6747; 2013, № 40, ст. 5038; 2014, № 14, ст. 1544; № 23, ст. 2930; 2018, № 32, ст. 5095) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 373 изложить в следующей редакции:

«1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество на праве собственности, праве оперативного управления или хозяйственного ведения, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.»;

2) в статье 374:

а) в пункте 1 слова «в качестве объектов основных средств» исключить;

б) в абзаце первом пункта 2 слова «признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество,» заменить словами «признается недвижимое имущество, в том числе»;

3) в подпункте 4 пункта 1 статьи 3782 слова «, не учитываемые на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета» исключить.

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                                              В. Путин

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений

в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Анализ порядков ведения бухгалтерского учета кредитных организаций и некредитных финансовых организаций показал, что учет отдельных объектов, находящихся на балансе указанных организаций, осуществляется с особенностями, имеющими значение для налогообложения указанных организаций.

В частности, согласно Положению Банка России от 22.12.2014 № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее - Положение № 448-П) объекты имущества, классифицированные кредитной организацией в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, учитываемые на балансовых счетах 619 «Недвижимость, временно неиспользуемая в основной деятельности», 620 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи», 62101 «Средства труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено» основными средствами не являются.

Некредитные финансовые организации также могут иметь на балансе объекты имущества, которые не являются основными средствами. К такому имуществу в соответствии с Положением Банка России от 22.09.2015 № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» (далее — Положение № 492-П) относятся объекты, классифицированные некредитной финансовой организацией в качестве инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, учитываемые на балансовых счетах 619 «Инвестиционное имущество», 620 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи», 621 «Средства труда и предметы труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено».

В связи с этим вышеуказанное имущество кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (далее - объекты имущества финансовых организаций) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Указанный вывод также подтверждается позицией Министерства финансов Российской Федерации (см. письма Минфина России от 05.04.2017 № 03-05-04-01/20122, от 15.06.2017 № 03-05-05-01/37081).

При этом указанные выше порядки ведения бухгалтерского учета кредитных организаций и некредитных финансовых организаций не содержат каких-либо временных ограничений применительно к учету объектов имущества, что позволяет данным организациям формально уходить от налога на имущество организаций.

Положение № 448-П вступило в силу с 1 января 2016 года, Положение № 492-П - с 1 января 2017 года. После вступления в силу указанных нормативных правовых актов, изменивших налогооблагаемую базу по объектам имущества финансовых организаций, у бюджетов субъектов Российской Федерации возникли выпадающие доходы. Так, например, поступления налога на имущество организаций от компаний финансового сектора в бюджет Самарской области в 2017-2018 годах снизились примерно на 45% по сравнению с уровнем 2016 года. Одним из вероятных факторов является необложение налогом залогового имущества.

Кроме того, иные организации, имеющие на своем балансе аналогичные объекты имущества и использующие их для предпринимательской деятельности (например, посредством сдачи в аренду), являются плательщиками налога на имущество организаций в отношении указанного имущества.

В связи с этим представляется, что действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации допускает необоснованную выгоду по налогу на имущество организаций в отношении объектов имущества финансовых организаций, что ставит в неравные условия налогообложение иных плательщиков указанного налога.

Вместе с тем это противоречит статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой законодательство о налогах и сборах должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения, а также не согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 14.02.2008 № 758/08, из которого следует, что имущество, от использования которого налогоплательщик имеет возможность извлекать полезные свойства, подлежит соответствующему налогообложению.

Для обеспечения соблюдения принципа всеобщности и равенства налогообложения Самарской Губернской Думой был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», уточняющий порядок налогообложения налогом на имущество организаций и исключающий возможности финансовых организаций не уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов имущества, фактически имеющих признаки основных средств, и, таким образом, получать налоговые преимущества по уплате налога на имущество организаций по сравнению с налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в других сферах экономики.

В отзыве на указанный законопроект Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам указал, что предлагаемые изменения налогообложения имущества указанных организаций позволят увеличить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку налог на имущество организаций является региональным налогом и в полном объеме зачисляется в их бюджеты, а также будут способствовать эффективному использованию непрофильных активов данных организаций (исх. № 3.5-13/1068 от 02.07.2018).

Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации (заключение исх. № 6106п-П13 от 05.07.2019) с учетом замечаний.

Замечания Правительства Российской Федерации учтены в доработанном Самарской Губернской Думой проекте федерального закона с уточненным наименованием: «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» проведена, коррупциогенные факторы отсутствуют.

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О внесении изменений в часть вторую

Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Принятие федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, нормативных правовых

актов Президента Российской Федерации, Правительства

Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,

изменению или принятию в связи с принятием федерального закона

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» не потребует принятия федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2019 г.

№ 6106п-П13

МОСКВА

Самарская Губернская Дума

 

Государственная Дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 374

части второй Налогового кодекса Российской Федерации",

вносимый в Государственную Думу Самарской Губернской Думой

 

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предлагается признать объектами обложения налогом на имущество организаций объекты имущества, учитываемые на балансе кредитных организаций в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, и финансовых некредитных организаций в качестве инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, более одного года, а в случае получения доходов от их использования - вне зависимости от срока учета на балансе организаций.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что указанное имущество, используемое кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями (далее - финансовые организации), в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета не относится к основным средствам, в связи с чем не признается объектом обложения налогом на имущество организаций, что позволяет финансовым организациям не уплачивать налог на имущество организаций в отношении данного имущества, фактически имеющего признаки основных средств, и, таким образом, получать налоговые преимущества по уплате налога на имущество организаций по сравнению с налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в других сферах экономики.

Принимая во внимание Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым с 1 января 2019 года из объектов обложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество, необходимо доработать законопроект в части исключения из объектов обложения налогом на имущество организаций движимого имущества финансовых организаций.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки.

 

 

 

 

Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации -

Руководитель Аппарата

Правительства Российской Федерации                                                                                        К. Чуйченко

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Об отзыве на проект федерального закона № 809773-7

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса

Российской Федерации»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 809773-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Самарской Губернской Думой, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 809773-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 809773-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                     В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

06 ноября 2019 года

 

№ 333-п

 

           Приложение

           к постановлению Президиума

           Верховного Совета

           Республики Хакасия

           от 06 ноября 2019 года

 

           № 333-п

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 809773-7

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса

Российской Федерации»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 809773-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Самарской Губернской Думой, поддерживает его принятие.