Пояснительная записка
к проекту закона Республики Хакасия «О внесении изменений
в статью 2 Закона Республики Хакасия «О гарантиях трудовой
занятости инвалидов в Республике Хакасия»
Предметом законодательного регулирования представленного проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Хакасия «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Республике Хакасия» являются правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гарантий трудовой занятости инвалидов в Республике Хакасия.
Проект закона разработан в целях реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и увеличения количества квотируемых рабочих мест работодателей.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на июнь 2019 в республике зарегистрировано 27 629 инвалидов, в том числе трудоспособного возраста - 10 057, из них работающих 1 926 человек.
Ежегодно количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет порядка 1100, занято инвалидами - 70%. На вакантные рабочие места заявляются вакансии, но они, как правило, являются не специально созданными или адаптированными для инвалидов, и свободны, поскольку предусматривают тяжелый физический труд, специальную подготовку или опыт работы, что делает затруднительным трудоустройство на них инвалидов. К примеру, фельдшер (условия труда - вредные, требования: образование - высшее, специальность - медицинская биохимия), электромеханик (режим работы - ненормированный рабочий день), дежурный по железнодорожной станции (режим работы: 8.00-20.00, 20.00-8.00). Такой подход работодателей к выполнению квоты значительно ограничивает реализацию инвалидами права на труд.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов возлагает на государство ряд обязательств, направленных на обеспечение реализации инвалидами права на труд. Так, согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции о правах инвалидов государства - участники обеспечивают и поощряют реализацию права инвалидов на труд путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые права наравне с другими людьми, на расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов, оказание инвалидам помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы. В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о социальной защите инвалидов) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов содействуют трудовой занятости инвалидов.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В Республике Хакасия квота для приема на работу инвалидов установлена Законом Республики Хакасия от 01.07.2011 № 61-ЗРХ «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Республике Хакасия» (далее - Закон), в соответствии с которым:
- работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников;
- работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.
Существенное влияние на количество квотируемых рабочих мест для инвалидов оказало принятие Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
По состоянию на июнь 2019 года в счет установленной квоты работодателям республики необходимо выделить рабочие места для трудоустройства 1063 инвалидов (в июне 2018 года - 1144 инвалидов, снижение показателя на 7%). Ежегодно снижается и количество работодателей, подлежащих квотированию (июнь 2019 года- 574, июнь 2018 год - 614, снижение - 7%).
Учитывая сложившуюся ситуацию в Республике Хакасия назрела необходимость в части увеличения размера квоты до 4 процентов среднесписочной численности работников для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек.
Принятие законопроекта позволит дополнительно создать (выделить) для трудоустройства инвалидов в Республике Хакасия порядка 650 рабочих мест.
По оценке, установление новой нормы не повлечет дополнительной нагрузки на работодателей. В основном эти рабочие места будут заняты инвалидами 3 группы, для которых не требуется создание специальных условий труда и переоборудование рабочих мест. В республике их 4 тысячи человек, заняты - 1 тысяча человек.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Переходный период, когда все организации могли использовать результаты старой аттестации завершился 31.12.2018 года. С 1 января 2019 года результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., не используются (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
В целях реализации данной нормы необходимо:
- в части 5 статьи 2 Закона исключить слова «результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или».
Согласно Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, формирование и предоставление пользователям перечней хозяйствующих субъектов (в том числе по критерию численности работников), осуществляющих деятельность на территории Республики Хакасия, не предусмотрено. В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» первичные статистические данные, полученные от респондентов, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Предоставление информации о среднесписочной численности работников в хозяйствующих субъектах органом государственной статистики в Минтруд Хакасии не представляется возможным. (Письмо Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва от 27.09.2017 № СБ-26-01/796-ИС). В связи с этим,
в части 3 статьи 2 необходимо исключить слова «, на основании данных органа государственной статистики».
Министр труда
и социальной защиты
Республики Хакасия И.В. Ахметова