ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 933
Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 933 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в пункты 2 и 3 статьи 933 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетных кредитов на срок до пяти лет.
В действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до трех лет.
Необходимость увеличения срока предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) обусловлена следующим.
В связи со сложившейся в последние годы экономической ситуацией в субъектах Российской Федерации и стране в целом муниципальные образования формируют и принимают местные бюджеты с дефицитом, финансируемым, как правило, за счет кредитов кредитных организаций (далее - коммерческие заимствования). При этом сбалансированность бюджетов и долговая устойчивость субъектов Российской Федерации в значительной степени зависят от сбалансированности бюджетов и долговой устойчивости муниципальных образований, находящихся на их территориях.
По данным сайта Министерства финансов Российской Федерации, за период с 2016 года по 2018 год удельный вес коммерческих заимствований в объеме долга муниципальных образований в целом растет и составляет более 60 процентов. При этом количество субъектов Российской Федерации, в муниципальных образованиях которых удельный вес коммерческих заимствований в объеме муниципального долга превышает 90 процентов, возросло с десяти до девятнадцати. Количество субъектов Российской Федерации, в муниципальных образованиях которых удельный вес коммерческих заимствований в объеме муниципального долга превышает 80 процентов, также возросло с шести до девятнадцати.
Анализ отчетов исполнения бюджетов муниципальных образований Ставропольского края за 2016 - 2018 годы выявил те же тенденции. Муниципальный долг муниципальных образований Ставропольского края с 2016 года по 2018 год вырос с 2 195,8 млн. рублей до 3 409,8 млн. рублей, или на 55,3 процента. Коммерческие заимствования составляют более 95 процентов общего объема долговых обязательств муниципальных образований Ставропольского края. Высокая закредитованность и дефицит бюджетов муниципальных образований Ставропольского края создают предпосылки для неисполнения местными бюджетами своих обязательств как перед кредиторами, так и перед получателями бюджетных средств.
Муниципальные образования Ставропольского края неоднократно обращались в Правительство Ставропольского края о предоставлении местным бюджетам долгосрочных кредитов (на срок до пяти лет) из бюджета Ставропольского края на частичное финансирование дефицита местных бюджетов для замещения коммерческих заимствований.
Увеличение сроков пользования бюджетными кредитами, а также установление графиков поэтапного погашения бюджетных кредитов позволят приостановить рост муниципального долга, сократить объемы коммерческих заимствований, а также расходы на их обслуживание.
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается предоставить право субъектам Российской Федерации предоставлять местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетные кредиты на срок до пяти лет.
Принятие законопроекта позволит обеспечить муниципальным образованиям постепенный переход из режима принятия дефицитных бюджетов к сбалансированным или профицитным бюджетам и своевременное финансирование запланированных расходных обязательств.