ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 811 и 164
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Настоящий законопроект направлен на устранение правовой неопределенности и уточнение формулировок, содержащихся в части первой статьи 811 и в части четвертой1 статьи 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), в связи с принятием Федерального закона от 2 августа 2019 года № Э15-ФЗ "О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом было внесено изменение в часть первую1 статьи 108 УПК РФ, в новой редакции которой понятие "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности" было раскрыто посредством замены его формулировкой "преступления, совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности".
Указанный Федеральный закон был инициирован Верховным Судом Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ) и внесен в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации в октябре 2017 года.
Причиной его внесения, очевидно, явились случаи ошибочного толкования нижестоящими судами термина "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности", пренебрежения разъяснениями, данными в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года № 41 (в редакции от 24 мая 2016 года) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" и от 15 ноября 2016 года № 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности", и соответственно системным нарушением установленных законом прав и гарантий предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию и привлекаемых к уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Гарантии благоприятного делового, предпринимательского и инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса неоднократно декларировались первыми лицами руководства страны как способ эффективного решения задач государственной экономической политики в Российской Федерации.
Новая формулировка, примененная федеральным законодателем в части первой1 статьи 108 УПК РФ, носит вполне определенный характер и должна способствовать уменьшению противоправного давления на бизнес.
Однако неопределенное понятие "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности" продолжает использоваться в части первой статьи 811 УПК РФ, определяющей порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики, и в части четвертой1 статьи 164 УПК РФ, устанавливающей общие правила производства следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных теми же статьями особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, которые указаны в части первой1 статьи 108 УПК РФ.
В целях исключения предпосылок для двоякого толкования закона и повышения гарантий защиты бизнеса от различного рода злоупотреблений при производстве следственных действий, в том числе предусматривающих изъятие предметов и документов в целях последующего признания их вещественными доказательствами, настоящим законопроектом предлагается конкретизировать понятие "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности", внеся соответствующие (аналогичные предусмотренным частью первой1 статьи 108 УПК РФ) изменения в часть первую статьи 811 и в часть четвертую1 статьи 164 УПК РФ.