Прокуратура
Российской Федерации
ПРОКУРАТУРА
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
31.03.2020 № 22-17-2020
Председателю
Верховного Совета
Республики Хакасия
Штыгашеву В.Н.
ПРОТЕСТ
на Закон Республики Хакасия от 06.03.2020 № 11-ЗРХ
«О запрете оборота на территории Республики Хакасия
бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных
систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Республики Хакасия в связи
с установлением административной ответственности
за нарушение данного запрета»
26 февраля 2020 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 06.03.2020 № 11-ЗРХ (далее - Закон № 11-ЗРХ).
Текст нормативного правового акта опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.03.2020.
По результатам проверки установлено, что Закон № 11-ЗРХ противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Закон № 11-ЗРХ, исходя из его статьи 1, принят в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию устанавливает на территории Республики Хакасия запрет оборота бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина.
На основании статьи 2 Закона № 11-ЗРХ бестабачная никотинсодержащая продукция - продукция, содержащая никотин или соли никотина, предназначенная для потребления никотина способами, отличными от курения табака (за исключением лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации); электронные системы доставки никотина - электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем; жидкость для электронных систем доставки никотина - любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина.
В соответствии со статьей 3 Закона № 11-ЗРХ до принятия соответствующего федерального закона на территории Республики Хакасия запрещается оборот (изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, реализация, приобретение, потребление) бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина.
Таким образом, Законом № 11-ЗРХ установлен полный запрет оборота на территории республики отдельных видов продукции, тем самым осуществлено регулирование правовых основ единого рынка.
Бестабачная никотинсодержащая продукция по идентификационным признакам, способу применения относится к пищевой продукции, подпадающей под действие технических регламентов Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (в ред. от 10.06.2014), и TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 (в ред. от 14.09.2018).
В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 181, статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации электронные системы доставки никотина, жидкость для электронных систем доставки никотина являются подакцизными товарами, подлежащими налогообложению. Следовательно, регулирование оборота указанных товаров пополняет бюджет Российской Федерации на законных основаниях (в отличие, к примеру, от незаконного оборота наркотических средств и иных видов криминальной деятельности).
Согласно пунктам «в», «ж», «з» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление правовых основ единого рынка; федеральные налоги и сборы.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
При этом в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации).
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (часть 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации).
В развитие приведенных положений Конституции Российской Федерации пунктами 1, 5 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2018) (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ), статьей 15 которого установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Так, согласно подпунктам «а», «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона № 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, запрещается принятие иных нормативных правовых актов, предусматривающих установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации; введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской федерации.
Наряду с приведенными нормами частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 01.03.2020) установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 27.12.2019) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (пункт 2 статьи 3 названного Федерального закона).
Тем самым на федеральном уровне уже установлены ограничения к обороту пищевых продуктов, материалов и изделий.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного суда Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается (статья 34 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем, данное право не является абсолютным; реализуя свои полномочия в сфере регулирования предпринимательской деятельности федеральный законодатель вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно, вводиться федеральным законом и только в целях закрепленных ею ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц (постановление от 12.11.2003 № 17-П, определения от 18.03.2004 № 150-О, от 23.06.2016 № 1351-О).
Из системного толкования приведенных правовых положений следует, что Закон № 11-ЗРХ принят с превышением установленных для субъекта Российской Федерации полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением Закона Республики Хакасия от 06.03.2020 № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета» в соответствие с требованиями федерального законодательства.
2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.
Прокурор республики А.Ф. Кондратьев