Пояснительная записка
к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия
«О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия
от 17.12.2020 № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия (далее – протест) на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Закон № 88-ЗРХ), согласно которому отдельные положения Закона № 88-ЗРХ противоречат федеральному законодательству.
В протесте указано, что дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия (далее – республиканский бюджет) на 2021 год составляет 19 процентов от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, что противоречит пункту 2 статьи 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлен предельный допустимый уровень дефицита бюджета в 15 процентов.
Кроме того, в протесте указано, что объем государственного долга Республики Хакасия (установленный пунктом 1 части 5 статьи 1 Закона № 88-ЗРХ в сумме 27 604 353 тыс. рублей) превышает ограничение верхнего предела государственного долга, установленное пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на 3 085 039 тыс. рублей.
Так, согласно пункту 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В соответствии с указанной нормой общий объем доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений составляет 24 519 314 тыс. рублей.
Однако необходимо отметить следующее.
Дефицит республиканского бюджета на 2021 год утвержден в сумме 4 580 069 тыс. рублей, что составляет 18,68 процента, то есть превышает ограничение размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на 3,68 процента, или на 902 171,9 тыс. рублей.
Частью 9 статьи 9 Федерального закона от 15.10.2020 № 327-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» (далее – Федеральный закон № 327-ФЗ) установлено, что в 2021 году дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные пунктом 2 статьи 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Частью 10 статьи 9 Федерального закона № 327-ФЗ установлено, что в 2021 году объем государственного долга субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Между тем, в протесте не приведено аргументированных доводов об отсутствии в республиканском бюджете бюджетных ассигнований, указанных соответственно в частях 9 и 10 статьи 9 Федерального закона № 327-ФЗ.
Также в протесте указывается, что утвержденные Законом № 88-ЗРХ бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций (а именно, сумма в размере 10 645 897 тыс. рублей) невыполнимы, не соответствуют принципу достоверности бюджета и реалистичности расчета доходов.
Согласно статье 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Пунктом 1 статьи 1741 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 263-Ф3) предусмотрено, что доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории, действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации ежегодно разрабатывается в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и одобряется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.
Так, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.10.2020 № 578 одобрен Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, согласно которому поступление налога на прибыль организаций в республиканский бюджет в 2021 году по базовому варианту прогнозируется в сумме 10 646 млн рублей.
Учитывая изложенное, бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций в сумме 10 645 897 тыс. рублей утверждены Законом № 88-ЗРХ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, считаем, что Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем предлагается протест отклонить.
Председатель комитета
Верховного Совета
Республики Хакасия
по бюджету и налоговой политике О.А. Иванов