ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О ежемесячных выплатах лицам,
осуществляющим уход за детьми-инвалидами,
инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы»
Конвенция о правах инвалидов обязывает государства-участников принимать все необходимые меры для обеспечения эффективного осуществления инвалидами права на жизнь наравне с другими, принимать меры к обеспечению и поощрению права инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, а также лиц, которые взяли на себя заботу об инвалидах.
Уход за инвалидами, особенно за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы – это физически и психологически очень сложная работа. Такой уход осуществляется, как правило, оставившими свою работу членами семьи в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня.
В нашей стране неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за указанными категориями инвалидов, предоставляются за счет средств федерального бюджета ежемесячные денежные выплаты, которые являются компенсацией утраченного заработка.
Однако, если ежемесячная выплата неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» установлена с 1 июля 2019 года в размере 10 000 рублей, что было сопоставимо с величиной минимального размера оплаты (МРОТ) на тот период, то ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлена с 1 июля 2008 года в размере 1200 рублей. Индексации указанных ежемесячных выплат за осуществление ухода не предусмотрена.
Столь недопустимо низкий размер компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, который по сути мало чем отличается: от ухода за инвалидом с детства I группы, вызывает серьезное социальное напряжение в соответствующей социальной группе населения:, поток обращений в органы государственной власти с просьбой решить данную давно назревшую проблему.
Следует отметиrь, что реализуемый в 2021 году в 24 субъектах Российской Федерации пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися: в постороннем уходе, не решает в полной мере проблему ухода за указанными категориями инвалидов, поскольку согласно Типовой модели данной системы, утвержденной Приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 года № 667, объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого бесплатно в форме социального обслуживания на дому, составляет максимально 28 часов в неделю или 4 часа в день. В то же время дети-инвалиды, инвалиды с детства I группы и инвалиды I группы нуждаются в уходе в течение всего дня.
Это означает, что значимость ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, а также необходимость повышения размера данной выплаты для улучшения материального положения семей инвалидов и лиц, осуществляющих уход, сохраняется.
В целях решения данной проблемы законопроектом предлагается предоставить неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы и являющимся их родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями), право на получение ежегодно индексируемой ежемесячной выплаты в размере 13 000 рублей, что сопоставимо с величиной МРОТ в 2022 году.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вступление Федерального закона в силу предусмотрено с 1 января 2022 года.