ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 181 и 208
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Законопроект разработан с целью защиты прав лиц, которые были нарушены неисполнением обязательств, принятые на себя публично-правовым образованием в рамках согласительных процедур предусмотренных федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Так, решением Совета Министров Республики Хакасия, Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом и РАО «ЕЭС России», утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 24.03.1993 (далее – совместное решение от 24.03.1993), согласованы акционирование и приватизация Саяно-Шушенской ГЭС.
Пунктом 7 совместного решения было определено, что местом приобретения электроэнергии являются шины СШ ГЭС, оплата за электроэнергию производится по тарифам, установленным ФЭК для СШ ГЭС по схеме прямых взаиморасчетов с учетом тарифной составляющей РАО «ЕЭС России».
Исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2004 № 5905/04 по делу № А74-1349/03-К1 данное совместное решение суд расценил как соглашение между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации – Республикой Хакасия, которым закреплено условие об установлении льготных тарифов на электроэнергию для потребителей, расположенных на территории Республики Хакасия.
Отдельных нормативных правовых актов, направленных на установление механизма правового регулирования реализации договоренностей, определенных в Совместном решении от 24.03.1993, в период с 1992 по 2001 годы не установлено.
Действующая в период принятия и исполнения (до 2001 г.) Совместного решения от 24.03.1993 нормативная правовая база, в условиях государственного регулирования цен на электроэнергию, в том числе на Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также наличие полномочий у ФЭК по установлению, изменению соответствующих тарифов, в совокупности позволяло реализовывать сторонам условия, определенные пунктом 7 Совместного решения от 24.03.1993.
Вместе с тем, ввиду завершения поэтапного (с 2001 года) перехода от тарифного регулирования цен на электроэнергию к рыночному ценообразованию (2011 год) и существенного изменениям правовой базы Российской Федерации в сфере электроэнергетики, условия для реализации договоренностей, определенных пунктом 7 Совместного решения от 24.03.1993, в рамках действующего законодательства РФ отсутствуют.
В 2003 году Правительство Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «ЕЭС России» (далее – РАО «ЕЭС»), открытому акционерному обществу «Саяно-Шушенская гидроэлектростанция имени П.С. Непорожнего» (далее – ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС») о применении последствий недействительности ничтожных сделок по внесению Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом имущественного комплекса Саяно-Шушенской ГЭС в уставный капитал РАО «ЕЭС» и внесению последним в уставный капитал АООТ «Саяно-Шушенская ГЭС» указанного комплекса.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2004 № 5905/04 было установлено, что при подаче указанного искового заявления был пропущен установленный пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности.
С учетом вышеизложенного, законопроектом предлагается дополнить статью 208 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащую перечень требований, на которые исковая давность не распространяется, требованием о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти от имени публично-правовых образований по результатам согласительных процедур, предусмотренных федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, в случае если впоследствии были нарушены обязательства, принятые на себя публично-правовым образованием в рамках указанных согласительных процедур.