Пояснительная записка
к проекту закона Республики Хакасия
«О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Республики Хакасия»
Предметом правового регулирования проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия» являются правоотношения, связанные с условиями прохождения государственной и муниципальной службы.
Целями законопроекта являются совершенствование законодательства Республики Хакасия в сферах государственной и муниципальной службы путём его актуализации согласно сложившейся правоприменительной практике, а также законодательное установление взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Республики Хакасия.
Проект закона призван нормативно закрепить взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы, являющихся видами публичной службы, различающимися и одновременно близкими по своей юридической природе, организационно-функциональным признакам и особенностям осуществления профессиональной служебной деятельности.
Согласно статье 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, следовательно, не находятся в отношениях подчиненности к ним и не обязаны выполнять их оперативные предписания. Вместе с тем муниципалитеты действуют в русле общегосударственной политики - экономической, социальной, и являются органами публичной власти, решениями которых население соответствующих муниципальных образований руководствуется точно так же, как и положениями федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, хотя органы местного самоуправления организационно и отделены от органов государственной власти, функционально они с ними связаны самым непосредственным образом. По этой причине государственная гражданская и муниципальная служба базируются в части правового регулирования на общих принципах и основаниях, исходя из которых они получают нормативное закрепление.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающими взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, законом субъекта Российской Федерации должно быть в обязательном порядке установлено соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы с учетом требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.
При соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы учитываются:
- задачи и функции соответствующих государственных и органов местного самоуправления;
- группы должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы;
- квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы и должностям муниципальной службы.
С учетом требований федерального законодательства проектом закона предлагается статью 4 дополнить частью 9 Закона Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-3PX «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (далее - Закон Республики Хакасия № 39-3PX), устанавливающей соотношение должностей муниципальной службы в Республике Хакасия с должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия.
Кроме того, проектом закона предусматривается соотносительность гарантий, которая призвана обеспечить правовую и социальную защищенность гражданских и муниципальных служащих, повысить мотивацию эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепить стабильность профессионального кадрового состава гражданской службы и муниципальной службы соответственно.
В связи с этим проектом закона предлагается внести изменения в статью 9 Закона Республики Хакасия № 39-3PX.
Так, в настоящее время статьей 9 Закона Республики Хакасия № 39-3PX установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности муниципальной службы. При этом денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего и из ежемесячных и иных дополнительных выплат, которые определяются Законом № 39-3PX, но не в полной мере соотносятся с условиями оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Хакасия.
С целью обеспечения соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Республики Хакасия законопроектом предлагается дополнить перечень иных дополнительных выплат ежемесячными денежным поощрением и ежемесячной надбавкой к должностному окладу за ученые степени, за почетные звания Российской Федерации и (или) Республики Хакасия в размерах, аналогичных надбавкам, установленным для государственных гражданских служащих Республики Хакасия.
Также по аналогии с условиями оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Хакасия законопроектом предлагается установить, что муниципальному служащему до получения им первого классного чина ежемесячное денежное поощрение будет увеличено на 20 процентов от должностного оклада.
Указанные изменения позволят органам местного самоуправления муниципальных образований с небольшой численностью населения привлечь на муниципальную службу специалистов с более высокой профессиональной подготовкой и опытом. Эти изменения позволят также заинтересовать муниципального служащего в повышении своего профессионального уровня перспективой материального стимулирования и карьерного роста.
Проект закона предлагает исключить из Реестра должностей муниципальной службы Республики Хакасия ограничения для муниципальных образований по учреждению той или иной должности муниципальной службы в зависимости от численности населения.
Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом федеральным законодательством четко не регламентирован вопрос формирования фонда оплаты труда лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что в основном фонды оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, формируются обособленно (например, в Томской области, Красноярском крае, Кемеровской области и др.).
В этой связи проектом закона предлагается внести изменение в статью 13 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия», дополнив её частью З1, в которой закрепить обособленность друг от друга фондов оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, и государственных гражданских служащих Республики Хакасия. Также в целях установления единого подхода к условиям оплаты труда лиц, замещающих государственные должности республики, этой нормой предлагается установить единый для всех государственных должностей Республики Хакасия размер средств, учитываемых в годовом фонде оплаты труда, на дополнительные выплаты данным лицам, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, в размере до шести денежных содержаний (в расчете на год).
Необходимость внесения изменения в Закон Республики Хакасия от 02 декабря 2010 года № 112-ЗРХ «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия» связана с тем, что в результате предлагаемых настоящим законопроектом изменений, касающихся установления размеров ежемесячного денежного поощрения, ухудшится положение лиц, замещающих должности «заместитель начальника отдела» и «главный советник» в Аппарате Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия (снизится размер ежемесячного денежного поощрения).
В целях недопущения ухудшения положения указанных лиц законопроектом предлагается переместить должности «заместитель начальника отдела» и «главный советник» в Перечне должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия в Аппарате Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия из ведущей группы должностей в главную группу должностей.
Кроме этого предлагается изменение в статью 51 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия», определяющую условия оплаты труда гражданских служащих, в части делегирования Правительству Республики Хакасия полномочий по установлению размеров ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого гражданским служащим, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации, а также работникам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.
Данное изменение предлагается в связи с тем, что средства на оплату труда лиц, вышеуказанной категории, предусматриваются из федерального бюджета, и, соответственно, размер ежемесячного денежного поощрения может ежегодно меняться в связи с изменением объемов финансирования на эти цели. Для остальных гражданских служащих республики размер ежемесячного денежного поощрения установлен отдельным законом Республики Хакасия.
Проектом закона также закрепляется право представительного органа местного самоуправления в Республики Хакасия своим решением ежегодно увеличивать (индексировать) размеры должностных окладов муниципальных служащих.
Также в целях актуализации положений законодательства республики в соответствии со сложившейся судебной практикой проектом закона предлагается изменение в Закон Республики Хакасия от 25 декабря 2020 года № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия» в части установления фиксированных размеров ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого государственным гражданским служащим Республики Хакасия, дифференцированно по государственным органам Республики Хакасия. В настоящее время законом республики установлены только предельные минимальные и максимальные размеры поощрения.
Депутаты
Верховного Совета
Республики Хакасия
С.В. Могилина
Г.Н. Назаренко
А.Г. Семенов
Р.А. Челтыгмашев
О.В. Ширковец
Г.М. Кожевникова