Пояснительная записка
к проекту закона Республики Хакасия «О внесении изменения в приложение
к Закону Республики Хакасия «О патентной системе налогообложения и
о признании утратившими силу отдельных законодательных актов
Республики Хакасия о налогах»
Предметом правового регулирования проекта закона «О внесении изменения в приложение к Закону Республики Хакасия «О патентной системе налогообложения и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Хакасия о налогах» (далее - проект закона) являются правоотношения, основанные на положениях статьи 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), согласно которым субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности и ограничения для применения патентной системы налогообложения (далее - ПСН).
Целью проекта закона является усовершенствование положений регионального законодательства в части установленных размеров потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода для обеспечения комфортных условий налогообложения легально привлекающих труд наемных работников предпринимателей и увеличения доходов местных бюджетов.
С 2021 года утратила действие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД). В этой связи для перехода максимального количества индивидуальных предпринимателей на ПСН в региональное законодательство о патентной системе налогообложения Законом Республики Хакасия от 26.02.2021 № 07-ЗРХ был внесен ряд значимых изменений, в том числе:
- расширен перечень видов предпринимательской деятельности по ПСН;
- установлена возможность для перевода на ПСН объектов торговли и общественного питания с площадью торгового зала до 150 кв. метров;
- увеличены размеры базовой доходности по всем видам деятельности на 40 процентов. С учетом отмены с 2021 года индексации базовой доходности на коэффициент-дефлятор (который на 2020 год составлял 1,589) получилось снижение стоимости патента по сравнению с 2020 годом.
При этом необходимо отметить, что при установлении базовой доходности не учитывалось изменение Налогового кодекса, в соответствии с которым предприниматели на ПСН, производящие выплаты физическим лицам (наемным работникам), вправе с 2021 года уменьшить сумму налога на сумму страховых платежей (взносов) и пособий, но не более чем на 50 процентов.
В случае, если предприниматель не привлекает наемных работников, он вправе уменьшить налог на всю сумму взносов (пособий), то есть фактически обнулить налог. В результате от этих предпринимателей местные бюджеты не получают доходов по ПСН.
В этой связи была проведена оценка базовой доходности, установленной региональным законодательством, с целью ее оптимизации до уровня, при котором у местных бюджетов возникнет доходная база и начнет поступать налог.
Так, для индивидуальных предпринимателей минимальная сумма страховых взносов на 2022 год составляет 43 211 рублей.
Аналогичная сумма налога по ПСН формируется при базовой доходности в размере 720 183 рубля (43 211/6*100).
При объеме базовой доходности 720 183 рубля сумма страховых взносов составляет 47 413 рублей (43 211 (минимальный платеж) + 4 202 (1% от дохода свыше 300 тыс. рублей)).
Таким образом, при указанном размере потенциально возможного к получению годового дохода (720 183 рубля) индивидуальные предприниматели без наемных работников могут практически полностью обнулить налог. Поскольку сумма страховых взносов превышает сумму налога, то весь налог можно зачесть в уплату страховых взносов (пособий). В результате налогом по ПСН, подлежащим зачислению в местные бюджеты, перекрываются взносы в фонды.
На основании изложенного, проектом закона предлагается установить с 2022 года потенциально возможный к получению годовой доход на уровне, при котором сумма исчисленного налога перекрывала бы сумму страховых взносов. В результате, у индивидуальных предпринимателей без наемных работников возникнут платежи в местные бюджеты.
Так, например, при базовой доходности 820 тыс. рублей индивидуально работающий предприниматель заплатит в бюджет всего 789 рублей (49 200 рублей минус 48 411 рублей страховых вносов, при доходности 840 тыс. рублей - 1 789 рублей).
Необходимо отметить, что проектом закона предлагается радикально пересмотреть подход к формированию потенциально возможного к получению годового дохода для индивидуальных предпринимателей, легально привлекающих труд наемных работников. Социально-ответственные работодатели обеспечивают снижение безработицы. Уплачивая страховые взносы, они формируют для сотрудников пенсионное и социальное обеспечение. Для них предлагается установить пониженную базовую доходность (в 4 раза) по отношению к базовой доходности предпринимателя, работающего без привлечения наемных работников. А в отношении наемных работников установить фиксированные суммы доходности по группам муниципальных образований (1 группа 30 тыс. рублей; 2 группа 20 тыс. рублей; 3 и 4 группы по 10 тыс. рублей).
Принятие представленного проекта закона по оптимизации (снижению) налоговой нагрузки для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих ПСН, обеспечит максимально комфортные условия для легализации труда наемных работников и будет способствовать увеличению поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований.
Рассматриваемый проект закона оценке регулирующего воздействия не подлежит.
Исполняющий обязанности
Министра финансов Республики Хакасия И.А. Тугужеков