Пояснительная записка
к проекту закона Республики Хакасия «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки
многодетных семей»
Предметом законодательного регулирования проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки многодетных семей» (далее - проект закона) являются правоотношения, связанные с оказанием мер социальной поддержки многодетным семьям и созданием условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей.
Целью проекта закона является совершенствование регионального законодательства в сфере оказания мер социальной поддержки многодетным семьям, защиты государством семьи, материнства, отцовства и детства.
Поддержка семей с детьми - важнейшее направление социальной политики государства. Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что необходимо проводить активную последовательную работу по стимулированию рождаемости, оказывать поддержку семьям, в первую очередь многодетным, на федеральном и региональном уровнях.
Дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми при рождении третьего ребенка или последующих детей в виде республиканского материнского (семейного) капитала установлены Законом Республики Хакасия от 08.07.2011 № 64-ЗРХ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия» (далее - Закон Республики Хакасия № 64-ЗРХ).
Республиканский материнский (семейный) капитал является наиболее значимой и востребованной мерой демографической политики.
Федеральным законом от 01.03.2020 № 35-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» продлен срок предоставления гражданам дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, до 31 декабря 2026 года.
Закон Республики Хакасия № 64-ЗРХ применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2021 года. Размер республиканского материнского (семейного) капитала составляет 100,0 тыс. рублей, а для лиц, проживающих в малых селах, - 200,0 тыс. рублей. За период с 01.01.2012 по 01.10.2021 выдано 11 085 сертификатов, в том числе жителям малых сел - 209.
В целях сохранения позитивных демографических тенденций в Республике Хакасия проектом закона предлагается внести изменение в статью 13 Закона Республики Хакасия № 64-ЗРХ и продлить срок действия программы республиканского материнского (семейного) капитала до 2024 года включительно, сохранив действующие направления использования соответствующих средств, которые определены с учетом степени важности получения семьями, имеющими детей, помощи от государства.
За период с 01.01.2015 по 01.10.2021 обратились за использованием республиканского материнского (семейного) капитала 3 479 граждан (31,4 %) на сумму 276 115,85 тыс. рублей.
По предварительной оценке в случае принятия проекта закона в 2022 году сертификат на республиканский материнский (семейный) капитал смогут получить 850 семей, в 2023 году - 900 семей, в 2024 году - 1000 семей, что повлечет за собой финансовые обязательства республиканского бюджета Республики Хакасия.
С учетом предыдущих периодов и прогноза количества получателей средств республиканского материнского (семейного) капитала общий размер обязательств составит на три года 148 млн рублей: в 2022 году - 49,4 млн руб., в 2023 году - 49,4 млн руб. и 50 млн рублей в 2024 году. Расходы республиканского бюджета предусмотрены в Законе Республики Хакасия от 05.08.2021 № 59-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Также проектом закона предлагается внести изменение в части 3 и 4 статьи 3 Закона Республики Хакасия № 64-ЗРХ, дополнив условия прекращения права женщин (отцов) на дополнительные меры социальной поддержки: если родителями совершено умышленное преступление против личности ребенка (детей), которое повлекло за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей). Это позволит оптимизировать механизм взаимодействия уполномоченных органов с органами, в распоряжении которых имеется необходимая информация для вынесения решения о выдаче сертификата на республиканский материнский (семейный) капитал, и не направлять на каждого гражданина запросы в органы МВД, достаточно будет информации из органов опеки.
Кроме этого, проектом закона предлагается привести в соответствие с нормами Федерального закона от 29.12.2007 № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Закон Республики Хакасия № 64-ЗРХ, а именно - внести изменение в часть 4 статьи 6, установив, что «Уполномоченный орган по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере республиканского материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью республиканского материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме».
Часть 2 статьи 10 Закона ЗРХ № 64-ЗРХ предлагается изложить в новой редакции и при направлении средств материнского капитала на обучение ребенка (детей) и исключить требования к образовательным организациями иметь государственную аккредитацию, достаточно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Меры социальной поддержки установлены Законом Республики Хакасия от 02.10.2008 № 43-3PX «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия» (далее - Закон Республики Хакасия № 43-3PX).
В Республике Хакасия особое внимание уделяется многодетным семьям, по состоянию на 01.01.2016 в республике проживало 7 390 семей (в них 24 553 детей), по состоянию на 01.10.2021 проживает уже 9 787 семей (в них 32 421 ребенок), на меры социальной поддержки многодетных семей в 2021 году направлено 155,6 млн руб.
Одной из мер поддержки многодетных семей является ежегодная денежная выплата в размере 2000 рублей на одного ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, для подготовки к началу учебного года, за исключением приемных детей и детей, находящихся под опекой, которая выплачивается в Республике Хакасия с 2013 года.
Проектом закона предлагается продлить выплату до 31 декабря 2024 года, тем самым поддержать многодетные семьи при подготовке детей к школе.
В 2021 году более 10 тыс. 500 детей получили выплату на сумму 20 млн рублей (запланировано 35 млн). По предварительной оценке в случае принятия проекта закона в 2022 году такую выплату смогут получить 13 400 детей, в 2023 году - 13 500 детей, в 2024 году - 13 600 детей, это повлечет за собой финансовые обязательства республиканского бюджета Республики Хакасия.
С учетом предыдущих периодов и прогноза количества получателей средств республиканского материнского (семейного) капитала общий размер обязательств составит на три года 96 млн рублей: в 2022 году - 32 млн руб., в 2023 году - 33 млн руб. и 34 млн рублей в 2024 годы. Расходы республиканского бюджета заложены в Законе Республики Хакасия от 05.08.2021 № 59-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Проектом закона предлагается действие Закона Республики Хакасия № 43-3PX распространить на многодетные семьи, в которых не только один или оба родителя (опекуна, попечителя) являлись гражданами Российской Федерации, но и их дети, в связи с этим вносится изменение в часть 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия № 43-3PX.
Также предлагается внести изменение в статью 3 Закона Республики Хакасия № 43-3PX, дополнив условием предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, а именно - установив, что в случае раздельного проживания родителей (опекунов, попечителей), не состоящих между собой в браке, меры социальной поддержки устанавливаются тому из родителей (опекуну, попечителю), по месту жительства которого проживает не менее трех детей.
В процессе подготовки проекта закона был проанализированы нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства. В некоторых субъектах семья признается многодетной на срок до исполнения ребенком 18 лет. Законом Республики Хакасия от 02.10.2008 № 43- ЗРХ «удостоверение о праве многодетной семьи на получение мер социальной поддержки необходимо продлять ежегодно».
Данное предложение основано на обращении семей, которые вынуждены обращаться за продлением удостоверения ежегодно. Как показала практика 2021 года, многие семьи, воспитывающие трех и более детей, столкнулись с проблемой при определении права на выплату ежемесячного пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно: причина «нулевого дохода» в семье не может применяться, если семья не продлила удостоверение многодетной семьи.
На основании изложенного проектом закона статью 4 Закона Республики Хакасия № 43-3PX предложено изложить в новой редакции.
Проектом закона также предлагается продлить срок предоставления в Республике Хакасия ежегодной денежной выплаты в размере 2000 рублей на одного ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, для подготовки к началу учебного года, за исключением приемных детей и детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотренной Законом Республики Хакасия № 43-3PX и введенной Законом Республики Хакасия от 09.07.2012 № 61-ЗРХ «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия».
Для этого, предлагается внести изменение в часть 3 статьи 2 Закона Республики Хакасия от 09.07.2012 № 61-ЗРХ «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия» заменив слова «31 декабря 2021 года» на слова «31 декабря 2024 года».
Продление срока действия указанной меры социальной поддержки многодетных семей соответствует государственной политике по реализации мер, направленных на поддержание рождаемости и улучшение качества жизни многодетных семей, и повлечет увеличение численности многодетных семей в Республике Хакасия.
Данный проект закона направлен на поддержку многодетных семей и даст родителям уверенность в будущем, обеспечит их социальную защищенность.
Необходимость в проведении оценки регулирующего воздействия проекта закона отсутствует, так как его положения не затрагивают интересы субъектов в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Исполняющий обязанности
Министра труда и социальной защиты
Республики Хакасия А.М. Петров