РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПРЕЗИДИУМ
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Об отзыве на проект федерального закона № 40361-8
«Об общих принципах организации местного самоуправления
в единой системе публичной власти»
Рассмотрев проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять отзыв на проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ___________ 2022 года
№ __________
Приложение
к постановлению Президиума
Верховного Совета
Республики Хакасия
от ___ _________ 2022 года
№ __________
ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 40361-8
«Об общих принципах организации местного самоуправления
в единой системе публичной власти»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, поддерживает его принятие.
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия предлагает Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству при подготовке проекта федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – проект федерального закона) к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации учесть нижеизложенные предложения:
1. Частью 6 статьи 9 проекта федерального закона предлагается установить, что вид муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации, в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Между тем в проекте федерального закона отсутствует порядок наделения муниципального образования соответствующим статусом (городской округ, муниципальный округ).
Указанный пробел правового регулирования приведет к тому, что при создании или преобразовании муниципального образования субъекты Российской Федерации будут лишены полномочий по наделению вновь образованного или преобразованного муниципального образования соответствующим статусом.
Часть 11 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусматривает, что наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, полагаем, что при принятии федерального закона в редакции, предлагаемой законопроектом, часть 6 статьи 9 предпочтительнее изложить в следующей редакции:
«6. Наделение муниципальных образований статусом муниципального округа, городского округа, осуществляется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящей статьи.».
2. Проект федерального закона направлен на развитие положений Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». В проекте федерального закона находят свое развитие конституционные основы единства публичной власти, совершенствуется механизм взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, последовательно излагаются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
Между тем, необходимо отметить, что частью 6 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 414-ФЗ) предусмотрено, что лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации в течение срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законом о страховых пенсиях либо досрочно назначенной в соответствии с федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации.
Однако в статье 26 проекта федерального закона аналогичные гарантии лицам, замещавшим муниципальные должности, не предусматриваются.
К лицам, замещающим муниципальные должности, проектом федерального закона отнесены:
1) депутат;
2) глава муниципального образования;
3) глава местной администрации;
4) председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования;
5) иные лица в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. На них распространяются те же ограничения и запреты, что установлены для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, к ним могут быть применены меры ответственности, аналогичные мерам ответственности, применяемым к лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предлагаем в статье 26 проекта федерального закона предусмотреть для лиц, замещавших муниципальные должности, гарантии, аналогичные гарантиям, установленным частью 6 статьи 5 Федерального закона № 414-ФЗ. С указанной целью предлагаем статью 26 проекта федерального закона дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Лицам, замещавшим муниципальные должности в течение срока, предусмотренного муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законом о страховых пенсиях либо досрочно назначенной в соответствии с федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации, может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Финансирование расходов, связанных с установлением дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.».
3. Частью 12 статьи 45 проекта федерального закона предлагается определить полномочия органов территориального общественного самоуправления, при этом проектируемые нормы частично воспроизводят положения части 8 статьи 27 Федерального № 131-ФЗ, за исключением положений, устанавливающих полномочия органов территориального общественного самоуправления представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории, и обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан.
При принятии федерального закона в редакции, предлагаемой законопроектом, эти положения пунктов 1 и 2 части 8 статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ перестанут действовать, поэтому полагаем, что предпочтительнее сохранить указанные нормы, дополнив часть 12 статьи 45 новыми пунктами 1 и 2 в следующей редакции:
«1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;».
4. Пунктом 1 части 5 статьи 50 проекта федерального закона предлагается установить, что старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо, замещающее государственную должность, должность государственной службы.
Проектируемая норма аналогична правилу, содержащемуся в пункте 1 части 4 статьи 271 Федерального закона № 131-ФЗ, за исключением положений, устанавливающих запрет назначать на должность старосты сельского населенного пункта лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы. При принятии федерального закона в редакции, предлагаемой законопроектом, эти нормы перестанут действовать, поэтому предпочтительнее сохранить действующие нормы Федерального закона № 131-ФЗ.
5. Статья 59 проекта федерального закона «Правовые акты главы муниципального образования» состоит из одного абзаца, между тем содержит отсылочную норму: «или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.».
Проанализировав статьи 59 и 60 проекта закона, полагаем, что предпочтительнее заменить слова «в части 6 настоящей статьи» словами «в части 2 статьи 60 настоящего Федерального закона».
6. В части 6 статьи 63 проекта федерального закона предлагается установить, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Проектируемая норма является структурной единицей статьи, которой регулируются отношения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе предусматривающей право муниципального образования учреждать муниципальные предприятия и учреждения.
В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении приняты проекты федеральных законов № 1048810-7 «О внесении изменений в статью 12322 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 1202753-7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», предусматривающие изменения пунктов 5 и 6 статьи 12322 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», согласно которым собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Указанные законопроекты разработаны во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2020 года № 23-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 12322 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго», которым пункт 5 статьи 12322 Гражданского кодекса Российской Федерации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора.
Учитывая изложенное, в целях единообразного правового регулирования отношений в сфере осуществления органами местного самоуправления полномочий собственника созданных ими учреждений, предлагаем часть 6 статьи 63 проекта федерального закона после слов «муниципальных казенных» дополнить словом «автономных».
7. Предложения и замечания к статье 88 проекта федерального закона.
7.1. Частью 3 предлагается установить срок переходного периода со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с частью 2 настоящей статьи до 01 января 2028 года.
В случае принятия федерального закона в указанной редакции возникает неопределенность, с какой даты считать начало переходного периода, так как часть 2 настоящей статьи устанавливает, что главы 2 – 5 и 7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года, между тем глава 11, в которую включена статья 88, вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, в целях исключение неопределенности в применении нормы, устанавливающей начало переходного периода, предлагаем слова «в соответствии с частью 2 настоящей статьи» исключить.
7.2. Пунктом 2 части 3 предусматривается, что при истечении в переходный период срока полномочий представительного органа муниципального образования в границах территории муниципального района образуется муниципальный округ. Муниципальный район, а также поселения, входившие в его состав, упраздняются.
В случае принятия федерального закона в редакции проекта федерального закона, возникнет неопределенность в части определения муниципального образования (муниципального района или поселения в границах территории муниципального района), истечение полномочий которого является основанием для образования муниципального округа и упразднения муниципального района и поселений.
Учитывая изложенное, предлагаем в пункте 2 части 3 слова «представительного органа муниципального образования в границах территории муниципального района» заменить словами «главы или представительного органа муниципального района».
Также в пункте 2 части 3 не урегулирован вопрос о правовых последствиях, которые будет иметь реализация этой нормы для глав муниципальных районов и поселений, чьи полномочия истекают позднее, чем у представительных органов муниципальных районов. Ни в статье 21 проекта федерального закона, ни в статье 36 Федерального закона № 131-Ф3 указанное обстоятельство основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования не является.
Учитывая изложенное, предлагаем в пункте 2 части 3 предложение «Муниципальный район, а также поселения, входившие в его состав, упраздняются» дополнить словами «, полномочия глав соответствующих муниципальных районов и поселений или представительных органов соответствующих муниципальных образований прекращаются».
7.3. Пунктом 3 части 3 предлагается установить, что полномочия органов местного самоуправления поселений, срок полномочий которых истек в переходный период, исполняются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В Республике Хакасия полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений, входящих в их состав, а в некоторых случаях полномочия глав и представительных органов одного муниципального образования, истекают не одновременно. Между тем, данная ситуация не урегулирована проектом закона, что может привести к негативным последствиям при формировании консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также при осуществлении полномочий действующих органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Полагаем, что аналогичная ситуация возникнет во многих субъектах Российской Федерации.
В связи с изложенным предлагаем в пункте 3 части 3 наделить субъекты Российской Федерации полномочиями устанавливать законами субъектов Российской Федерации единый день выборов представительных муниципальных округов, глав муниципальных округов (в случае если уставами муниципальных округов в соответствии с законами субъектов Российской Федерации установлено, что главы муниципальных округов избираются на муниципальных выборах), при этом полномочия глав, представительных органов муниципальных районов и поселений, входивших в состав этих районов, прекращаются со дня начала полномочий глав и представительных органов соответствующих муниципальных округов.