Пояснительная записка
к проекту закона Республики Хакасия «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Республики Хакасия по вопросам
опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»
Предметом законодательного регулирования проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (далее - проект закона Республики Хакасия, законопроект) являются правоотношения в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
Проект закона Республики Хакасия разработан в целях приведения законодательства Республики Хакасия в соответствие федеральному законодательству и восполнения пробелов правового регулирования действующей редакции законов Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки дегей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее соответственно - Законы № 85-ЗРХ, № 107-ЗРХ), а также совершенствования законодательства Республики Хакасия.
1. Согласно абзацу третьему части 6 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с данными лицами договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Однако Законом № 85-ЗРХ данное полномочие не предусмотрено. В связи с этим в Закон № 85-ЗРХ предложены соответствующие редакционные изменения.
2. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Закона № 85-ЗРХ органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями обязаны ежегодно для формирования заявок на получение субвенций из республиканского бюджета изучать документы учетных дел. подтверждать нуждаемость детей-сирот и детей, оставшихся без попечепия родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения, и выносить заключение о возможности обеспечения жилым помещением в отношении каждой кандидатуры, подтвердившей право на жилое помещение. При этом заключение о возможности обеспечения жилым помещением наряду с другими документами прилагается к заявке в соответствии с порядком предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, установленным Правительством Республики Хакасия. Однако перечень иных документов Законом № 85-ЗРХ не определен, в связи с чем предлагается изложить пункт 4 части 2 статьи 3 Закона № 85-ЗРХ в новой редакции.
3. Приложение 3 к Закону № 85-ЗРХ излагается в новой редакции в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 85-ЗРХ.
4. В соответствии с абзацем 4 пункта 3.1 приложения 6 Закона № 85-ЗРХ St - стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Республики Хакасия, используемая для определения размера социальных выплат населению на строительство или приобретение жилья на первичном рынке жилья всеми категориями граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в случаях, установленных законодательством Республики Хакасия (утверждается приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия на момент формирования проекта закона Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия).
Вместе с тем, в настоящее время Правительством Республики Хакасия полномочия по расчету норматива стоимости 1 квадратного метра жилья по муниципальным образованиям республики, используемого для определения размера социальных выплат населению на приобретение жилых помещений, отнесены к полномочиям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
В связи с этим, в целях унификации положений Закона № 85-ЗРХ предлагается в абзаце 4 пункта 3.1 приложения 6 Закона № 85-ЗРХ слова «Министерства экономического развития Республики Хакасия» заменить словами «уполномоченного Правительством Республики Хакасия исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия».
5. При реализации государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), установлены случаи отказа лиц из числа детей-сирот от жилого помещения в случае, если предлагаемое жилое помещение и место жительства лица из числа детей-сирот находятся в разных муниципальных образованиях. На практике, сложившейся на территории Республики Хакасия, в случае отказа лица из числа детей-сирот от предлагаемого жилого помещения оно предоставляется следующему по очереди лицу из числа детей-сирот. Нормативными правовыми актами республики данный порядок не урегулирован. Законопроектом предлагается восполнить правовой пробел, дополнив статью 4 Закона № 107-ЗРХ новой частью 6.
6. Согласно абзацу третьему части 6 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с данными лицами договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Частью 7 статьи 5 Закона № 107-ЗРХ установлено, что уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия в течение 30 календарных дней со дня поступления документов, предусмотренных частью 6 данной 5 Закона № 107-ЗРХ, принимает решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма жилого помещения, а также о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок. В связи с этим в Закон № 107-ЗРХ предложены соответствующие редакционные изменения.
7. На основании абзаца третьего пункта 6 статьи 8 Федерального закона от № 159-ФЗ по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Кроме того, согласно части 4 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае смерти лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Для установления порядка заключения с гражданином договора социального найма жилого помещения, исключенного из специализированного жилищного фонда, Закон № 107-ЗРХ дополняется новой статьей 51, а также новым приложением 5.
8. Проект закона Республики Хакасия оценке регулирующего воздействия не подлежит, так как не затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в Республике Хакасия.
Принятие указанного проекта закона Республики Хакасия позволит привести законодательство Республики Хакасия в соответствие федеральному законодательству и восполнить пробелы правового регулирования действующей редакции Законов № 85-ЗРХ, № 107-ЗРХ, регулирующих правоотношения в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Министр образования
и науки Республики Хакасия Л.Н. Гимазутина