Пояснительная записка
к проекту закона Республики Хакасия «О внесении изменений
в Закон Республики Хакасия «Об оказании бесплатной юридической
помощи в Республике Хакасия»
Предметом законодательного регулирования проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об оказании бесплатной юридической помощи в Республике Хакасия» (далее - проект закона Республики Хакасия, законопроект) являются правоотношения, связанные с оказанием бесплатной квалифицированной юридической помощи в Республике Хакасия.
Законопроект разработан в целях приведения Закона Республики Хакасия от 05.10.2012 № 82-ЗРХ «Об оказании бесплатной юридической помощи в Республике Хакасия» (далее - Закон Республики Хакасия № 82-ЗРХ) в соответствие изменениям федерального и республиканского законодательства, а также повышения эффективности функционирования в Республике Хакасия государственной системы бесплатной юридической помощи.
Так, в связи с вступлением в силу с 01 июля 2020 года Федерального закона от 18.07.2019 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» принятие органами государственной власти, предоставляющими государственные услуги, решений об оказании им государственных услуг, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов, на основании представленных заявителем документов.
В связи с этим проектом закона предлагается привести пункт 4 части 2 статьи 8 Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ в соответствие с указанными положениями федерального законодательства, дополнив норму республиканского закона возможностью использования сведений из федерального реестра инвалидов при принятии решения о предоставлении бесплатной юридической помощи.
16 декабря 2021 вступил в силу Закон Республики Хакасия от 06.12.2021 № 101-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки многодетных семей», которым внесены изменения в статью 4 Закона Республики Хакасия от 02.10.2008 № 43-3PX «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия».
С указанной даты документами, подтверждающими право многодетной семьи на получение мер социальной поддержки в Республике Хакасия, стали удостоверение или справка установленного образца, которые выдаются одному из родителей (опекуну, попечителю) управлением социальной поддержки населения по месту жительства.
Наряду с этим действующей редакцией пункта 7 части 2 статьи 8 Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ установлено, что для получения бесплатной юридической помощи многодетные родители предоставляют удостоверение многодетной семьи установленного образца.
С учётом этого проектом закона предлагается дополнить перечень документов, предоставляемых многодетными родителями, справкой многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.
В связи с ситуацией на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики продолжается рост численности прибывающих на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и вынужденно покинувших их.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 349 утверждено распределение по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.
Так, в Республику Хакасия планируется прибытие 424 человека вынуждено покинувших территорию Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Полагаем, что для данной категории лиц важное значение будет иметь, в том числе своевременное предоставление им бесплатной юридической помощи.
В связи с чем, проектом закона предлагается дополнить Закон Республики Хакасия № 82-ЗРХ новой статьей 71, устанавливающей особенности оказания бесплатной юридической помощи лицам, ранее постоянно проживавшим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, и прибывшим на территорию Российской Федерации в 2022 году в поисках убежища и находящимся на территории Республики Хакасия, а также членам их семей.
Необходимо отметить, что подобные изменения уже предусмотрены законодательством ряда субъектов Российской Федерации (Нижегородская область, Республика Карелия, Мурманская область, Магаданская область, Самарская область, Саратовская область).
Кроме этого, проектом закона предлагается внести изменения в статью 9 Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ в части увеличения размеров оплаты труда адвокатов при оказании гражданам бесплатной юридической помощи в виде устной и письменной консультаций, составления заявлений, запросов, ходатайств и иных документов правового характера и представления интересов гражданина в органах государственной власти, органах местного самоуправления и иных организациях.
В настоящее время размеры оплаты труда адвокатов по указанным видам бесплатной юридической помощи составляют 100, 500, 700 и 300 рублей соответственно, при этом данные виды юридической помощи наиболее востребованы гражданами и наименее оплачиваемы в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа.
Таким образом, исходя из средних показателей размеров оплаты труда адвокатов при оказании гражданам бесплатной юридической помощи в виде устной и письменной консультаций, составления заявлений, запросов, ходатайств и иных документов правового характера и представления интересов гражданина в органах государственной власти, органах местного самоуправления и иных организациях по Сибирскому федеральному округу проектом закона предлагается установить следующие размеры оплаты за консультацию в устной форме - 500 рублей, за консультацию в письменной форме - 700 рублей, за составление заявлений, запросов, ходатайств и иных документов правового характера - 800 рублей, за представление интересов гражданина в органах государственной власти, органах местного самоуправления и иных организациях - 1000 рублей.
Принятие представленного проекта закона не потребует дополнительных расходов средств республиканского бюджета, так как на эти цели в республиканском бюджете Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов соответствующие средства уже предусмотрены в размере 400 тыс. рублей ежегодно.
Проект закона не подлежит оценке регулирующего воздействия, так как не затрагивает деятельность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Министр по делам юстиции
и региональной безопасности
Республики Хакасия С. Ромашов