Пояснительная записка
к проекту закона Республики Хакасия
«О внесении изменений в Закон Республики Хакасия
«О Верховном Совете Республики Хакасия»
Проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» (далее – проект закона) разработан в целях приведения Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 46) в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 414-ФЗ) и Конституцией Республики Хакасия.
Статьей 1 Федерального закона № 414-ФЗ определено, что законодательный орган субъекта Российской Федерации является представительным и единственным законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Федерального закона № 414-ФЗ уточняется статус Верховного Совета Республики Хакасия (далее – Верховный Совет) путем исключения такого признака, как «высший».
Согласно части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
На основании указанных конституционных основ единства публичной власти Федеральным законом № 414-ФЗ выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов публичной власти на территориях субъектов Российской Федерации и закреплены принципы деятельности указанных органов, к которым, в частности, относятся обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; верховенство Конституции Российской Федерации; согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на всех уровнях – на федеральном, региональном и муниципальном; разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти и гарантии финансового обеспечения разграничения полномочий; признание и гарантированность местного самоуправления.
С учетом изложенного, проектом закона в части третьей статьи 1 Закона Республики Хакасия № 46 определено, что деятельность Верховного Совета будет осуществляться на основе указанных принципов, закрепленных в Федеральном законе № 414-ФЗ, установление которых относится к полномочиям федерального законодателя.
Часть седьмая статьи 1 Закона Республики Хакасия, устанавливающая принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия, признается утратившей силу, поскольку указанный принцип провозглашен частью 6 статьи 1 Федерального закона № 414-ФЗ, и субъектам Российской Федерации не предоставлено право регулировать данный вопрос (часть 6 статьи 1 Федерального закона № 414-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 414-ФЗ депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.
Такие же положения закрепляются и в части первой статьи 2 Закона Республики Хакасия № 46 в части избрания депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
Согласно статье 75 Конституции Республики Хакасия порядок формирования Президиума Верховного Совета Республики Хакасия (далее – Президиум) определяется законом Республики Хакасия. Такой порядок определен в Законе Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия», в связи с этим в части первой статьи 3 Закона Республики Хакасия № 46 исключается ссылка на Регламент Верховного Совета.
Кроме того, порядок проведения заседаний Президиума и принятие им решений определен в Регламенте Верховного Совета и применяется на практике, поэтому в Законе Республики Хакасия № 46 делается такая отсылка к Регламенту Верховного Совета.
Статьей 15 Федерального закона № 414-ФЗ установлено, что депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации и не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.
Часть первая статьи 4 Закона Республики Хакасия № 46 приводится в соответствие с вышеуказанной нормой Федерального закона № 414-ФЗ, поскольку не содержит таких положений, как постоянное проживание в Российской Федерации и ограничение на отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства.
Исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения депутатских полномочий установлен частью 21 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ, одним из которых является прекращение гражданства Российской Федерации или наличие гражданства (подданства) иностранного государства.
Между тем в статье 4 Закона Республики Хакасия № 46 предусматривается только указанное основание досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Хакасия (далее – депутат), поэтому в части пятой данной статьи вводится отсылочная норма на Федеральный закон № 414-ФЗ.
Часть шестая статьи 4 Закона Республики Хакасия, касающаяся статуса и гарантии деятельности депутата, излагается в новой редакции в соответствии со статьей 74 Конституции Республики Хакасия.
Проектом закона статья 5 Закона Республики Хакасия № 46, регулирующая вопросы неприкосновенности депутата и основания досрочного прекращения депутатских полномочий, признается утратившей силу, т. к. статьей 18 Федерального закона № 414-ФЗ установлены только гарантии депутатской деятельности, которые не исключают уголовную и административную ответственность, и не применяется понятие «неприкосновенность». Кроме того, основания досрочного прекращения депутатских полномочий установлены Федеральным законом № 414-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона № 414-ФЗ заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
С учетом вышеназванной статьи Федерального закона № 414-ФЗ проектом закона часть третья статьи 7 Закона Республики Хакасия № 46 излагается в новой редакции, определяющей случаи и порядок проведения закрытого заседания Верховного Совета с учетом правоприменительной практики Регламента Верховного Совета.
Статьей 8 Федерального закона № 414-ФЗ определено, что вопросы внутреннего распорядка законодательного органа субъекта Российской Федерации решаются в его регламенте, поэтому статья 7 Закона Республики Хакасия № 46дополняется новой частью четвертой, содержащей аналогичные положения.
Кроме того, статья 7 Закона Республики Хакасия № 46 проектом закона дополняется отсылочной нормой, согласно которой порядок дистанционного участия депутатов Верховного Совета определяется Регламентом Верховного Совета поскольку такой порядок уже определен в Регламенте Верховного Совета и применяется на практике.
В соответствии с Федеральным законом № 414-ФЗ уточняются полномочия Верховного Совета, установленные статьей 13 Закона Республики Хакасия № 46.
Так, в Федеральном законе № 414-ФЗ не предусмотрены положения, устанавливающие полномочие законодательного органа субъекта Российской Федерации по определению порядка отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В связи с этим проектом закона из статьи 13 Закона Республики Хакасия № 46 исключаются полномочия по установлению порядка отзыва Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и назначению голосования по его отзыву.
Также исключается полномочие Верховного Совета, предусматривающее установление им системы исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, т. к. статьей 25 Федерального закона № 414-ФЗ систему и структуру исполнительных органов субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации определяет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 414-ФЗ уточняются иные полномочия Верховного Совета, в частности, проект закона к основным полномочиям Верховного Совета относит установление, введение в действие (прекращение действия) налогов и сборов, определение налоговых ставок (ставок сборов), порядка и сроков уплаты налогов, сборов, установление (отмену) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения. Тогда как в ранее действующей редакции данной статьи к полномочиям Верховного Совета было отнесено установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам.
Федеральным законом № 414-ФЗ к основным полномочиям законодательного органа субъекта Российской Федерации отнесено заслушивание ежегодного отчета о результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным органом субъекта Российской Федерации, представленный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
На основании указанной статьи Федерального закона № 414-ФЗ вносится изменение в пункт «х» статьи 13 Закона Республики Хакасия № 46 в части представления отчета о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия, а не Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, который только представляет такой отчет.
Полномочие Верховного Совета о заслушивании ежегодного публичного отчета Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, исключается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона № 414-ФЗ такая информация включается в ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Проектом закона полномочие Верховного Совета дополняется полномочием по заслушиванию информации о деятельности органов местного самоуправления в Республике Хакасия, по определению порядка участия в заседаниях Верховного Совета руководителей исполнительных органов Республики Хакасия (пункт «х2» статьи 13 Закона Республики Хакасия № 46).
Верховный Совет наделяется новыми полномочиями по осуществлению наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Хакасия и по управлению и распоряжению акциями (долями участия, паями) Республики Хакасия в уставных (складочных) капиталах организаций в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 414-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона № 414-ФЗ порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного органа субъекта Российской Федерации.
Проектом закона в статье 15 Закона Республики Хакасия № 46 по этим вопросам закрепляется отсылочная норма к Регламенту Верховного Совета, в котором они урегулированы и применяются на практике.
Федеральный закон № 414-ФЗ впервые закрепил за прокурором субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации и не ограничил его определенным кругом вопросов.
Такое же право прокурора Республики Хакасия уже предусмотрено в статье 16 Закона Республики Хакасия № 46, при этом проектом закона вносится изменение, предусматривающее право прокурора выступать с законодательной инициативой без ограничения его компетенции.
Часть четвертую статьи 16 Закона Республики Хакасия № 46 предлагается изложить в новой редакции в связи с изменением Федеральным законом № 414-ФЗ перечня проектов законов, предусматривающих расходы бюджета субъекта Российской Федерации, которые могут быть рассмотрены законодательным органом субъекта Российской Федерации только по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо при наличии его заключения.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона № 414-ФЗ постановления законодательного органа субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Часть пятая статьи 17 Закона Республики Хакасия № 46, определяющая порядок принятия постановления Верховного Совета большинством голосов от числа избранных депутатов, приводится в соответствие с указанной статьей Федерального закона № 414-ФЗ.
Проектом закона статья 18 Закона Республики Хакасия № 46, регламентирующая вопросы обнародования законов Республики Хакасия и вступления в силу законов и Конституции Республики Хакасия, признается утратившей силу, поскольку указанные вопросы урегулированы специальным Законом Республики Хакасия от 11 марта 2015 года № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия», а также в целях исключения дублирования норм в данных законах Республики Хакасия.
В статье 9 Федерального закона № 414-ФЗ, предусматривающей право законодательной инициативы законодательного органа субъекта Российской Федерации в Федеральном Собрании Российской Федерации, изменены некоторые вопросы участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рассмотрении Государственной Думой Российской Федерации проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.
Так, законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе вносить на рассмотрение Государственной Думой РФ проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.
С учетом указанных изменений в Федеральном законе № 414-ФЗ проектом закона статья 21 Закона Республики Хакасия № 46 излагается в новой редакции.
В соответствии с Федеральным законом № 414-ФЗ предлагается в статье 22 Закона Республики Хакасия № 46 установить императивную норму по прекращению досрочно полномочий Верховного Совета в случаях, предусмотренных в данной статье.
Проектом закона в статью 22 Закона Республики Хакасия № 46 вносится также редакционная правка, уточняющая, что полномочия Верховного Совета могут быть прекращены Президентом Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренными федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 414-ФЗ законом субъекта Российской Федерации должен быть определен порядок принятия законодательным органом субъекта Российской Федерации решения о досрочном прекращении его полномочий.
Проектом закона Закон Республики Хакасия № 46 дополняется новой статьей 221, регулирующий такой порядок.
Статьей 11 Федерального закона № 414-ФЗ определены срок, в течение которых руководителю территориального органа федерального органа исполнительной власти направляются интересующие депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации вопросы (7 дней), а также срок, в течение которого руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти обязан уведомить о невозможности его присутствия на заседании законодательного органа субъекта Российской Федерации (2 дня).
В статье 241 Закона Республики Хакасия проектом закона по аналогичным вопросам меняется срок соответственно с 5 на 7 дней и с 1 дня на 2 дня.
На основании части 8 статья 11 Федерального закона № 414-ФЗ указанная статья Закона Республики Хакасия № 46 дополняется новой частью, регулирующей вопросы участия и выступления руководителей исполнительных органов Республики Хакасия, должностных лиц местного самоуправления на заседаниях Верховного Совета.
В соответствии с Федеральным законом № 414-ФЗ проектом закона в Законе Республики Хакасия №46 уточняется понятийный аппарат, например, вместо понятия «на профессиональной (постоянной) основе» вводится понятие «профессиональной основе», исключается понятие «государственные учреждения», поскольку охватывается понятием «организации», а также делается ссылка на федеральные конституционные законы.
Депутат
Верховного Совета
Республики Хакасия С.В. Могилина