Пояснительная записка
к проекту Закона Республики Хакасия «О внесении изменений
в Закон Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ
«О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований
Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов
социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации, прокурору субъекта Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Хакасия право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия принадлежит депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия, и представительным органам местного самоуправления в Республике Хакасия.
Указанные нормативные правовые акты допускают возможность участия представительных органов местного самоуправления в региональном законодательном процессе.
В статье 5 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
В указанном перечне отсутствует основание для обращения в Верховный Совет Республики Хакасия с законодательной инициативой представительного органа местного самоуправления о прекращении (отказе) исполнения переданных полномочий государственных полномочий, что в свою очередь лишает представительный орган местного самоуправления права законодательной инициативой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», статьей 86 Конституции Республики Хакасия.
Право законодательной инициативы, которым обладают представительные органы местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации, является важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его конституционных прав, а также эффективной формой взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, поскольку посредством законодательной инициативы учитываются интересы муниципальных образований при законодательном регулировании субъектами РФ вопросов регионального и местного значения.
Председатель
Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район С.В. Котюшев