ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Республики Хакасия «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Республики Хакасия и признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Республики Хакасия в сфере государственного управления»
Предметом законодательного регулирования проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Хакасия в сфере государственного управления» (далее - проект закона) являются правоотношения, связанные с вопросами прохождения государственной гражданской службы Республики Хакасия и организации системы исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
Проект закона разработан в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 414-ФЗ) введены новые положения о законодательных, исполнительных, иных государственных органах, формируемых в субъекте Российской Федерации, а также о высшем должностном лице субъекта Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона № 414-ФЗ также необходимо внести изменения в рад положений Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (далее - Закон № 9-ЗРХ).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 414-ФЗ депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации замещает государственную должность субъекта Российской Федерации вне зависимости от осуществления им депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона № 414-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 Закона 9-ЗРХ государственные должности Республики Хакасия предусматриваются в Перечне государственных должностей Республики Хакасия, содержащемся в приложении 1 к настоящему Закону, которое является его неотъемлемой частью.
Таким образом в Перечень государственных должностей Республики Хакасия необходимо внести изменения в части добавления в него должности Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия и депутатов вне зависимости от осуществления ими депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности. Кроме того, статью 3 Закона № 9-ЗРХ необходимо дополнить частью I2, в соответствии с которой определить, что Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность Республики Хакасия.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 414-ФЗ депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Таким образом, поменялся понятийный аппарат, что потребовало внесение изменения в пункт 2 части 5 статьи 51 Закона № 9-ЗРХ, заменив слова «работающего на постоянной основе в Верховном Совете Республики Хакасия,» словами «осуществляющего депутатскую деятельность в Верховном Совете Республики Хакасия на профессиональной (постоянной) основе,».
В соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона № 414-ФЗ главы II и III Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) с 01 июня 2022 года признаны утратившими силу.
При этом в Законе № 9-ЗРХ имеются ссылки на статьи, входящие в состав глав Федерального закона № 184-ФЗ, которые признаны утратившими силу. Кроме того, ранее пунктом 12 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливалась отдельная специальная норма в части предоставления ему дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно).
В Федеральном законе № 414-ФЗ такая специальная норма отсутствует, а частью 5 статьи 5 указанного закона предусмотрена общая норма для всех лиц, замещающих государственные должности.
На основании изложенного необходимо в статье 12 и в приложении 3 к Закону № 9-ЗРХ ссылки на статьи Федерального закона № 184-ФЗ заменить на актуальные ссылки на статьи Федерального закона № 414-ФЗ и установить как для Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия так и для лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, основания для отказа в предоставлении дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) в соответствии с требованиями части 5 статьи 5 Федерального закона № 414-ФЗ.
Кроме того, в связи с тем, что депутаты, осуществляющие депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), относятся к лицам, замещающим государственные должности, необходимо в части 1 статьи 12 Закона № 9-ЗРХ ввести ограничение, в соответствии с которым гарантии и меры социальной поддержки не распространяются на указанных депутатов, а также в часть 1 статьи 13 Закона № 9-ЗРХ необходимо внести изменение, исключив указанных депутатов, так как денежное содержание для них не предусмотрено.
Федеральным законом от 30.12.2021 № 437-Ф3 «О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уточняется порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих. Теперь к дополнительным выплатам отнесены любые премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий.
По аналогии с федеральным законодательством, предлагается придать универсальное значение премии, выплачиваемой гражданским служащим Республики Хакасия. В этой связи уточняется редакция пункта 4 части 5 статьи 51 Закона № 9-ЗРХ. Указанные изменения позволят рассматривать премирование не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и в целом за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
В соответствии с требованиями части 81 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) исчисление денежного содержания федеральных гражданских служащих в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях сохранения за гражданскими служащими денежного содержания и выплаты им денежных компенсаций осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а в отношении гражданских служащих субъекта Российской Федерации - нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений порядка, определенного Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного статью 51 Закона № 9-ЗРХ необходимо дополнить новой частью 61, в соответствии с которой установить, что порядок исчисление денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» случаях сохранения за гражданскими служащими денежного содержания и выплаты им денежных компенсаций, определяется Правительством Республики Хакасия с учетом положений порядка, определенного Правительством Российской Федерации.
В приложение 3 к Закону 9-ЗРХ предлагается внести изменения в пункт 2 предусмотрев основания увольнения с государственной гражданской службы Республики Хакасия, при которых возникает право на пенсию за выслугу лет, аналогично основаниям, установленным для федеральных государственных гражданских служащих в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В целях приведения норм к единообразию предлагается аналогичные изменения внести в пункт 3 части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 20.12.2016 № 107-ЗРХ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Хакасия» (далее - Закон № 107-ЗРХ).
Кроме того, в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона № 107-ЗРХ необходимо актуализировать ссылку на приложение 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в действующей редакции идет ссылка просто на приложение без нумерации).
Внесение изменений в приложение к Закону Республики Хакасия от 02.12.2010 № 112-ЗРХ «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия» (далее - Закон № 112-ЗРХ) и приложение 1 к Закону Республики Хакасия от 25.12.2020 № 101-ЗРХ «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Хакасия» (далее - Закон № 101-ЗРХ) вызвано необходимостью приведения должностей государственной гражданской службы, указанных в данных перечнях в соответствие с классификацией должностей, указанных в Законе № 9-ЗРХ, а также в связи с изменением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
В целях совершенствования организационной структуры исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в разделе VII «Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия в исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия» реестра должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия предлагается в строках «Руководитель департамента министерства» и «Заместитель руководителя департамента министерства» исключить слово «министерства», тем самым установив, что департаменты могут создаваться во всех исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия.
Согласно части 2 статьи 18 Закона № 9-ЗРХ помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия, лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия, руководителям государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. При этом на сегодняшний день в реестре должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия, утвержденном Законом № 112-ЗРХ, не предусмотрена такая должность как «Советник заместителя Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия - министра». Предлагается раздел VII «Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия в исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия» реестра дополнить указанной должностью, а также дополнить должностями «Помощник заместителя Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия» и «Советник заместителя Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия».
Также необходимо внести соответствующие изменения в Таблицу коэффициентов, применяемых при исчислении должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Хакасия, утвержденную Законом № 101-ЗРХ.
Кроме того, в связи с внесением изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, а именно образованием Министерства цифрового развития и связи Республики Хакасия (далее - Министерство) и Государственного комитета по мобилизационной работе и защите государственной тайны Республики Хакасия (далее - Госкомитет) необходимо внести изменения в таблицу части 1 статьи 11 Закона № 101-ЗРХ, включив Министерство в графу 2 строки 2, а Госкомитет в графу 2 строки 1 таблицы, а также исключив из графы два строки 3 Государственный комитет цифрового развития и связи Республики Хакасия.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона № 414-ФЗ система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно статье 96 Конституции Республики Хакасия к полномочиям Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия относится определение системы и структуры исполнительных органов Республики Хакасия в соответствии с настоящей Конституцией.
Таким образом необходимо признать утратившим силу Закон Республики Хакасия от 15.02.2007 № 1-ЗРХ «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» и иные законы, которыми были внесены изменения в данный закон.
На основании изложенного, принятие проекта закона позволит привести законодательство Республики Хакасия в соответствие федеральному законодательству.
Проект закона не подлежит проведению оценки регулирующего воздействия.
Исполняющий обязанности
Главы Республики Хакасия -
Председателя Правительства
Республики Хакасия Т. Курбатова