Пояснительная записка
к проекту закона Республики Хакасия «О внесении изменений в статью 3
Закона Республики Хакасия «О регулировании отдельных вопросов реализации
региональных инвестиционных проектов на территории Республики Хакасия»
и статью 10 и приложение к Закону Республики Хакасия «Об инвестиционной
политике в Республике Хакасия»
Предметом законодательного регулирования проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Хакасия «О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов на территории Республики Хакасия» и статью 10 и приложение к Закону Республики Хакасия «Об инвестиционной политике в Республике Хакасия» (далее - проект закона) являются правоотношения в сфере реализации инвестиционных проектов на территории Республики Хакасия и предоставления государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Республики Хакасия.
Целью проекта закона является совершенствование поддержки инвестиционной деятельности в Республике Хакасия и приведение положения республиканского законодательства в соответствие с изменениями федерального законодательства в части используемой терминологии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов российских организаций, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, указанный в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, а также установлены иные требования в дополнение к требованиям, установленным настоящей статьей.
Законом Республики Хакасия от 28.11.2019 № 79-ЗРХ «О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов на территории Республики Хакасия» (далее - Закон Республики Хакасия № 79-ЗРХ) в статье 3 установлены дополнительные требования к региональному инвестиционному проекту, среди которых установлены цели, на которые не может быть направлен региональный инвестиционный проект. Учитывая предусмотренные проектом закона изменения касательно совершенствования поддержки инвестиционной деятельности в части смягчения условий предоставления государственной поддержки, предлагается пересмотреть цели, на которые может быть направлен региональный инвестиционный проект. В соответствии с проектом закона статус регионального инвестиционного проекта не может быть присвоен инвестиционному проекту, реализация которого направлена на виды экономической деятельности с наибольшей долей налога на прибыль в общих поступлениях в консолидированный бюджет Республики Хакасия (добыча и обогащение угля и антрацита, производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство электроэнергии за исключением производства электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии). Соответствующие изменения предлагается внести в пункт 4 статьи 3 Закона Республики Хакасия № 79-ЗРХ.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 05.12.2019 № 85-ЗРХ «Об инвестиционной политике в Республике Хакасия» (далее - Закон
Республики Хакасия № 85-ЗРХ) одним из условий предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности является достижение инвестором положительного бюджетного эффекта. Под положительным бюджетным эффектом понимается размер налоговых поступлений от инвестора с учетом применения налоговых льгот или иных мер стимулирования, превышающий максимальные налоговые поступления по году за последние десять лет. Однако, как показала практика инвестиционной деятельности в республике, требование о соблюдении инвестором положительного бюджетного эффекта является сдерживающим фактором для принятия решения инвесторами о реализации своих инвестиционных проектов. Особенно это касается предприятий уже много лет осуществляющих деятельность на территории республики. Для них с учетом экономических тенденций последних лет это требование практически невыполнимо.
Статьей 3 Закона Республики Хакасия № 79-ЗРХ одним из дополнительных требований к региональному инвестиционному проекту также установлено требование об обеспечении в течение срока его реализации положительного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых льгот налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта, рассчитанного в соответствии с Законом Республики Хакасия № 85-ЗРХ.
Мониторинг действующего законодательства в сфере инвестиционной деятельности других субъектов Российской Федерации показал отсутствие аналогичного требования, как при предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности, так и при реализации региональных инвестиционных проектов.
Однако, в условиях дефицита республиканского бюджета и существующего уровня государственного долга Республики Хакасия предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия без учета оценки влияния инвестиционных проектов на доходы регионального бюджета нецелесообразно, и условие обеспечения положительного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых льгот налогоплательщика, являющегося участником регионального инвестиционного проекта, предусмотренное пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Хакасия № 79-ЗРХ, исключать нельзя.
Учитывая вышеизложенное, проектом закона предлагается изменить установленный механизм оценки бюджетного эффекта в сторону его смягчения, то есть установить в качестве базового года не один год из десяти предыдущих лет, в котором объем налогов, задекларированных для уплаты, являлся максимальным, а только один год, предшествующий году начала получения стимулирующих налоговых льгот, в связи с чем и вносится изменение в пункт 4 приложения к Закону Республики Хакасия № 85-ЗРХ.
Кроме того, Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» и 29 федеральных законов, согласно которым вместо понятия «территория опережающего социально-экономического развития» вводится понятие «территория опережающего развития».
В связи с этим, проектом закона предлагается внести аналогичные изменения редакционного характера в пункт 5 части 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ, переименовав территорию опережающего социально- экономического развития в территории опережающего развития.
Предлагаемые изменения не затрагивают интересы организаций - настоящих участников региональных инвестиционных проектов и инвесторов, чьи проекты признаны приоритетными инвестиционными проектами Республики Хакасия.
Проект закона затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, соответственно подлежит оценке регулирующего воздействия.
Исполняющий обязанности
Министра экономического
развития Республики ХакасияР.В. Ковтун