26-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 19
О законодательной инициативе Верховного Совета Республики Хакасия по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Докладывает:
Костюш Владимир Фёдорович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике
Материалы по рассматриваемому вопросу:
<p align="center"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p>
<p align="center"><strong>ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p align="center"> </p>
<p align="center"> </p>
<p align="center"> </p>
<p align="center"> </p>
<p align="center"><strong>О законодательной инициативе Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p align="center"><strong>по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания</strong></p>
<p align="center"><strong>Российской Федерации проекта федерального закона</strong></p>
<p align="center"><strong>«О внесении изменений в статью 51 Федерального закона</strong></p>
<p align="center"><strong>«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»</strong></p>
<p align="center"> </p>
<p>В соответствии со статьёй 104 Конституции Российской Федерации</p>
<p>Верховный Совет Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p align="center">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p align="center"> </p>
<p>1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».</p>
<p>2. Направить указанный проект федерального закона в Правительство Российской Федерации на заключение.</p>
<p>3. Поручить представление указанного проекта федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Максимовой.</p>
<p>4. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.</p>
<p>5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>25 февраля 2016 года</p>
<p>№ 966-26</p>
<p style="text-align: right;"> Вносится</p>
<p style="text-align: right;"> Верховным Советом</p>
<p style="text-align: right;"> Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;"> </p>
<p style="text-align: right;"> Проект № ___________ </p>
<p> </p>
<p align="center">РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</p>
<p align="center">ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</p>
<p align="center"><strong> </strong></p>
<p align="center"><strong>О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 51</strong></p>
<p align="center"><strong>ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ </strong></p>
<p align="center"><strong>МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»</strong></p>
<p><strong> </strong></p>
<p><strong>Статья 1</strong></p>
<p> </p>
<p>Внести в статью 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2011, № 49 (ч. 1), ст. 7047; 2012, № 49, ст. 6758; 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 30 (часть I), ст. 4269, № 49 (часть VI), ст. 6927; 2015, № 51 (часть III), ст. 7245) следующие изменения:</p>
<p>1) в части 12<sup>1</sup>:</p>
<p>а) первое предложениеизложить в следующей редакции:</p>
<p>«В 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2017 году на работу в монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногород), либо сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногород), либо сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника для приобретения жилого помещения по месту его трудоустройства.»;</p>
<p>б) дополнить новым вторым предложением следующего содержания:</p>
<p>«В 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим среднее профессиональное образование<strong> </strong>по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», прибывшим в 2017 году для работы в фельдшерско-акушерских пунктах в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим для работы в фельдшерско-акушерских пунктах в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере пятисот тысяч рублей на одного указанного медицинского работника для приобретения жилого помещения по месту его трудоустройства.»;</p>
<p>2) пункт 1 части 12<sup>2</sup> после слов «работающим в» дополнить словами «монопрофильном муниципальном образовании Российской Федерации (моногороде), либо», после слов «на работу в» дополнить словами «монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногород), либо».</p>
<p> </p>
<p><strong>Статья 2</strong></p>
<p> </p>
<p>Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p align="right">Президент</p>
<p align="right">Российской Федерации</p>
<p align="right">В. Путин</p>
<p> </p>
<p>Москва, Кремль</p>
<p>_____________ 201__ года</p>
<p> </p>
<p>№ _______</p>
<p> </p>
<p align="center"><strong>ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА </strong></p>
<p align="center"><strong> </strong></p>
<p align="center"><strong>к проекту</strong> <strong>федерального закона </strong></p>
<p align="center"><strong>«О внесении изменений в статью 51 Федерального закона </strong></p>
<p align="center"><strong>«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации</strong><strong>»</strong></p>
<p> </p>
<p>Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях повышения доступности медицинской помощи сельскому населению и повышения укомплектованности медицинских организаций, расположенных в сельской местности и моногородах, медицинскими кадрами.</p>
<p>Согласно части 12<sup>1</sup> статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2016 году право на единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование, прибывшие на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшие на работу в указанные населённые пункты из другого населённого пункта и заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор (программа «Земский доктор»).</p>
<p>Программа «Земский доктор», направленная на решение кадрового вопроса и сокращение дефицита врачей в сельских населённых пунктах, реализуется в Российской Федерации с 2012 года. За время её действия в медицинские организации, расположенные в сельской местности Республики Хакасия, привлечено 170 врачей с предоставлением единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей. Большинство этих специалистов приехали в Республику Хакасия из других субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Следует отметить, что за время действия программы 19 врачей, получивших единовременную компенсационную выплату, расторгли трудовые договоры. В связи с этим Министерством здравоохранения Республики Хакасия ведётся претензионная работа с указанными специалистами по возврату единовременной компенсационной выплаты. По результатам этой работы шесть врачей вернули денежные средства, по трём врачам имеются решения суда, по десяти врачам направлены исковые заявления в суд.</p>
<p>Помимо привлечения медицинских кадров в медицинские организации, расположенные в сельской местности, остро стоит вопрос закрепления этих кадров на местах. По имеющейся информации, большая часть специалистов, привлечённых по программе «Земский доктор» в Республику Хакасия, намерены расторгнуть трудовые договоры по истечении пяти лет с момента их заключения и выехать из сельского населённого пункта, где они трудоустроены в настоящее время. В результате этого через определённое время снова станет актуальным вопрос привлечения в эти населённые пункты врачебных кадров. Таким образом, эффективность программы в значительной мере снижается.</p>
<p>С целью решения вышеуказанной проблемы и повышения эффективности программы «Земский доктор» законопроектом предлагается установить целевое назначение единовременной компенсационной выплаты – для приобретения жилого помещения по месту трудоустройства медицинского работника. Это послужит стимулом к закреплению врачей на местах: имея жильё, многие специалисты предпочтут остаться работать в тех населённых пунктах, куда они прибыли на работу по программе «Земский доктор».</p>
<p>Законопроектом также предлагается установить право на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим среднее профессиональное образование<strong> </strong>по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», которые прибыли в 2017 году в сельскую местность для трудоустройства в фельдшерско-акушерских пунктах, в размере 500 тыс. рублей на приобретение жилого помещения. Целью указанного изменения является привлечение фельдшеров в фельдшерско-акушерские пункты в сельской местности, поскольку дефицит медицинских работников со средним профессиональным образованием в сельской местности приобретает все более острый характер. В Республике Хакасия принят Закон от 02 декабря 2011 года № 117-ЗРХ «О мерах социальной поддержки медицинских работников и лиц, обучающихся на основании договора о целевом обучении для последующего трудоустройства в медицинские организации государственной системы здравоохранения Республики Хакасия», которым предусмотрено предоставление специалистам со средним профессиональным образованием, работающим в фельдшерско-акушерских пунктах, следующих мер социальной поддержки: денежная выплата в размере ста тысяч рублей при трудоустройстве в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения Республики Хакасия; ежеквартальная денежная компенсация в размере 100 процентов расходов по оплате жилых помещений, используемых на условиях найма (в том числе совместно проживающим с ними членам их семей, указанным в договоре найма жилого помещения), за исключением расходов по оплате коммунальных услуг и потребленной электроэнергии. Кроме того, студентам выпускного курса, получающим среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» для последующего трудоустройства в фельдшерско-акушерские пункты Республики Хакасия, установлена ежемесячная доплата к стипендии в размере одной тысячи рублей. Однако предоставление указанных мер социальной поддержки не позволяет существенным образом решить проблему дефицита фельдшеров.</p>
<p>Предоставление данной категории медицинских работников единовременной компенсационной выплаты в размере пятисот тысяч рублей позволило бы привлечь их для работы в ФАПах, а целевое назначение указанной выплаты – для приобретения жилого помещения по месту трудоустройства – послужило бы закреплению этих специалистов на местах.</p>
<p>Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2017 году на работу не только в сельский населённый пункт, рабочий посёлок либо посёлок городского типа, но и в монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногород).</p>
<p>Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р утверждён перечень указанных населённых пунктов. Данный перечень предусматривает градацию моногородов на три категории, в том числе категория 1 – моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций), которая включает 94 моногорода России.</p>
<p>В Республике Хакасия расположены шесть монопрофильных муниципальных образований, из них три относятся к категории 1.</p>
<p>В связи со сложившейся во многих моногородах сложной социально-экономической ситуацией в них наблюдается не только дефицит медицинских кадров, но и их отток в другие населённые пункты, более благополучные в экономическом и социальном плане. </p>
<p>Учитывая вышеизложенное, предлагаемые законопроектом изменения позволят дополнительно привлечь в отрасль медицинских специалистов и улучшить укомплектованность медицинских организаций государственной системы здравоохранения в сельской местности и моногородах востребованными медицинскими кадрами с высшим и средним профессиональным образованием, а также повысить доступность и качество медицинской помощи населению.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p align="center"><strong>ПЕРЕЧЕНЬ</strong></p>
<p align="center"><strong> </strong></p>
<p align="center"><strong>законов Российской Федерации и законов РСФСР,</strong></p>
<p align="center"><strong>федеральных конституционных законов, федеральных законов </strong></p>
<p align="center"><strong>и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,</strong></p>
<p align="center"><strong>подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,</strong></p>
<p align="center"><strong>изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона</strong></p>
<p align="center"><strong>«О внесении изменений в статью 51 Федерального закона </strong></p>
<p align="center"><strong>«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации</strong><strong>»</strong></p>
<p> </p>
<p>В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p align="center"><strong>ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ</strong></p>
<p align="center"><strong> </strong></p>
<p align="center"><strong>проекта федерального закона </strong></p>
<p align="center"><strong>«О внесении изменений в статью 51 Федерального закона </strong></p>
<p align="center"><strong>«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации</strong><strong>»</strong></p>
<p align="center"><strong> </strong></p>
<p> </p>
<p>Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривается расширение условий для привлечения медицинских работников, имеющих право на получение единовременных компенсационных выплат, а также расширение категорий указанных медицинских работников.</p>
<p>Потребность в финансовом обеспечении положений, предусмотренных законопроектом, будет зависеть от укомплектованности медицинских организаций государственной системы здравоохранения медицинскими кадрами и особенностей административно-территориального устройства каждого субъекта Российской Федерации.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>П О С Т А Н О В Л Е Н И Е <br />
</strong></p>
<p style="text-align: center;"> <strong>ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p align="center"> </p>
<p align="center"><strong>О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p align="center"><strong>«О законодательной инициативе Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p align="center"><strong>по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания</strong></p>
<p align="center"><strong>Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении</strong></p>
<p align="center"><strong>изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном</strong></p>
<p align="center"><strong>медицинском страховании в Российской Федерации»</strong></p>
<p align="center"> </p>
<p style="text-align: justify;">Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О законодательной инициативе Верховного Совета Республики Хакасия по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,</p>
<p>Президиум Верховного Совета Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p align="center">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p align="center"> </p>
<p style="text-align: justify;">1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О законодательной инициативе Верховного Совета Республики Хакасия по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.</p>
<p style="text-align: justify;">2. Направить указанный проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия и иным субъектам права законодательной инициативы, в комитеты и комиссии Верховного Совета Республики Хакасия для подготовки замечаний и предложений, а также в правовой отдел Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия для дачи заключения.</p>
<p style="text-align: justify;">3. Назначить ответственным в работе над проектом постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О законодательной инициативе Верховного Совета Республики Хакасия по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» комитет Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике, в который направить до 20 февраля 2016 года замечания и предложения.</p>
<p style="text-align: justify;">4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p> <span style="text-decoration: underline;">03</span> февраля 2016 года</p>
<p> </p>
<p>№ <span style="text-decoration: underline;">31-п</span></p>
<p align="center">РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</p>
<p align="center">ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</p>
<p align="right"> </p>
<p align="right">Проект</p>
<p align="right"> </p>
<p align="center">П О С Т А Н О В Л Е Н И Е</p>
<p align="center"> </p>
<p align="center"><strong>О законодательной инициативе Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p align="center"><strong>по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания</strong></p>
<p align="center"><strong>Российской Федерации проекта федерального закона</strong></p>
<p align="center"><strong>«О внесении изменений в статью 51 Федерального закона</strong></p>
<p align="center"><strong>«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»</strong></p>
<p align="center"><strong> </strong></p>
<p style="text-align: justify;">В соответствии со статьёй 104 Конституции Российской Федерации</p>
<p style="text-align: justify;">Верховный Совет Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p align="center">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p align="center"> </p>
<p style="text-align: justify;">1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».</p>
<p style="text-align: justify;">2. Направить указанный проект федерального закона в Правительство Российской Федерации для получения заключения.</p>
<p style="text-align: justify;">3. Поручить представление указанного проекта федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации __________________________.</p>
<p style="text-align: justify;">4. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.</p>
<p style="text-align: justify;">5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>___ ____________ 2016 года</p>
<p> </p>
<p>№ __________</p>
<p style="text-align: right;">Вносится</p>
<p style="text-align: right;">Верховным Советом</p>
<p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;"> </p>
<p style="text-align: right;">Проект № ________ </p>
<p> </p>
<p align="center">РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</p>
<p align="center">ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</p>
<p align="center"><strong> </strong></p>
<p align="center"><strong>О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 51</strong></p>
<p align="center"><strong>ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ </strong></p>
<p align="center"><strong>МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»</strong></p>
<p><strong> </strong></p>
<p><strong>Статья 1</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Внести в статью 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2011, № 49 (ч. 1), ст. 7047; 2012, № 49, ст. 6758; 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 30 (часть I), ст. 4269, № 49 (часть VI), ст. 6927; 2015, № 51 (часть III), ст. 7245) следующие изменения:</p>
<p>1) в части 12<sup>1</sup>:</p>
<p>а) первое предложениеизложить в следующей редакции:</p>
<p style="text-align: justify;">«В 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2017 году на работу в монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногород), либо сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногород), либо сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо поселок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника для приобретения жилого помещения по месту его трудоустройства.»;</p>
<p>б) дополнить новым вторым предложением следующего содержания:</p>
<p style="text-align: justify;">«В 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим среднее профессиональное образование<strong> </strong>по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», прибывшим в 2017 году для работы в фельдшерско-акушерских пунктах в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим для работы в фельдшерско-акушерских пунктах в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере пятисот тысяч рублей на одного указанного медицинского работника для приобретения жилого помещения по месту его трудоустройства.»;</p>
<p style="text-align: justify;">2) пункт 1 части 12<sup>2</sup> после слов «работающим в» дополнить словами «монопрофильном муниципальном образовании Российской Федерации (моногороде), либо», после слов «на работу в» дополнить словами «монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногород), либо».</p>
<p> </p>
<p><strong>Статья 2</strong></p>
<p> </p>
<p>Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2017 года.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Президент</p>
<p>Российской Федерации В.В. Путин</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p align="center"><strong>ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА </strong></p>
<p align="center"><strong>к проекту</strong> <strong>федерального закона «О внесении изменений </strong></p>
<p align="center"><strong>в статью 51 Федерального закона </strong></p>
<p align="center"><strong>«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации</strong><strong>»</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях повышения доступности медицинской помощи сельскому населению и повышения укомплектованности медицинских организаций, расположенных в сельской местности и моногородах, медицинскими кадрами.</p>
<p style="text-align: justify;">Согласно части 12<sup>1</sup> статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2016 году право на единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование, прибывшие на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшие на работу в указанные населённые пункты из другого населённого пункта и заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор (программа «Земский доктор»).</p>
<p style="text-align: justify;">Программа «Земский доктор», направленная на решение кадрового вопроса и сокращение дефицита врачей в сельских населённых пунктах, реализуется в Российской Федерации с 2012 года. За время её действия в медицинские организации, расположенные в сельской местности Республики Хакасия, привлечено 170 врачей с предоставлением единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей. Большинство этих специалистов приехали в Республику Хакасия из других субъектов Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Следует отметить, что за время действия программы 19 врачей, получивших единовременную компенсационную выплату, расторгли трудовые договоры. В связи с этим Министерством здравоохранения Республики Хакасия ведётся претензионная работа с указанными специалистами по возврату единовременной компенсационной выплаты. По результатам этой работы шесть врачей вернули денежные средства, по трём врачам имеются решения суда, по десяти врачам направлены исковые заявления в суд.</p>
<p style="text-align: justify;">Помимо привлечения медицинских кадров в медицинские организации, расположенные в сельской местности, остро стоит вопрос закрепления этих кадров на местах. По имеющейся информации, большая часть специалистов, привлечённых по программе «Земский доктор» в Республику Хакасия, намерены расторгнуть трудовые договоры по истечении пяти лет с момента их заключения и выехать из сельского населённого пункта, где они трудоустроены в настоящее время. В результате этого через определённое время снова станет актуальным вопрос привлечения в эти населённые пункты врачебных кадров. Таким образом, эффективность программы в значительной мере снижается.</p>
<p style="text-align: justify;">С целью решения вышеуказанной проблемы и повышения эффективности программы «Земский доктор» законопроектом предлагается установить целевое назначение единовременной компенсационной выплаты – для приобретения жилого помещения по месту трудоустройства медицинского работника. Это послужит стимулом к закреплению врачей на местах: имея жильё, многие специалисты предпочтут остаться работать в тех населённых пунктах, куда они прибыли на работу по программе «Земский доктор».</p>
<p style="text-align: justify;">Законопроектом также предлагается установить право на получение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим среднее профессиональное образование<strong> </strong>по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», которые прибыли в 2017 году в сельскую местность для трудоустройства в фельдшерско-акушерских пунктах, в размере 500 тыс. рублей на приобретение жилого помещения. Целью указанного изменения является привлечение фельдшеров в фельдшерско-акушерские пункты в сельской местности, поскольку дефицит медицинских работников со средним профессиональным образованием в сельской местности приобретает все более острый характер. В Республике Хакасия принят Закон от 02 декабря 2011 года № 117-ЗРХ «О мерах социальной поддержки медицинских работников и лиц, обучающихся на основании договора о целевом обучении для последующего трудоустройства в медицинские организации государственной системы здравоохранения Республики Хакасия», которым предусмотрено предоставление специалистам со средним профессиональным образованием, работающим в фельдшерско-акушерских пунктах, следующих мер социальной поддержки: денежная выплата в размере ста тысяч рублей при трудоустройстве в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения Республики Хакасия; ежеквартальная денежная компенсация в размере 100 процентов расходов по оплате жилых помещений, используемых на условиях найма (в том числе совместно проживающим с ними членам их семей, указанным в договоре найма жилого помещения), за исключением расходов по оплате коммунальных услуг и потребленной электроэнергии. Кроме того, студентам выпускного курса, получающим среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» для последующего трудоустройства в фельдшерско-акушерские пункты Республики Хакасия, установлена ежемесячная доплата к стипендии в размере одной тысячи рублей. Однако предоставление указанных мер социальной поддержки не позволяет существенным образом решить проблему дефицита фельдшеров.</p>
<p style="text-align: justify;">Предоставление данной категории медицинских работников единовременной компенсационной выплаты в размере пятисот тысяч рублей позволило бы привлечь их для работы в ФАПах, а целевое назначение указанной выплаты – для приобретения жилого помещения по месту трудоустройства – послужило бы закреплению этих специалистов на местах.</p>
<p style="text-align: justify;">Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2017 году на работу не только в сельский населённый пункт, рабочий посёлок либо посёлок городского типа, но и в монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногород).</p>
<p style="text-align: justify;">Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р утверждён перечень указанных населённых пунктов. Данный перечень предусматривает градацию моногородов на три категории, в том числе категория 1 – моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций), которая включает 94 моногорода России.</p>
<p style="text-align: justify;">В Республике Хакасия расположены шесть монопрофильных муниципальных образований, из них три относятся к категории 1.</p>
<p style="text-align: justify;">В связи со сложившейся во многих моногородах сложной социально-экономической ситуацией в них наблюдается не только дефицит медицинских кадров, но и их отток в другие населённые пункты, более благополучные в экономическом и социальном плане. </p>
<p style="text-align: justify;">Учитывая вышеизложенное, предлагаемые законопроектом изменения позволят дополнительно привлечь в отрасль медицинских специалистов и улучшить укомплектованность медицинских организаций государственной системы здравоохранения в сельской местности и моногородах востребованными медицинскими кадрами с высшим и средним профессиональным образованием, а также повысить доступность и качество медицинской помощи населению.</p>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p align="center"><strong>ПЕРЕЧЕНЬ</strong></p>
<p style="text-align: center;" align="center"><strong>законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов,</strong></p>
<p style="text-align: center;" align="center"><strong> федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,</strong></p>
<p style="text-align: center;" align="center"><strong>подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи </strong></p>
<p style="text-align: center;" align="center"><strong>с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона </strong></p>
<p style="text-align: center;" align="center"><strong>«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации</strong><strong>»</strong></p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p align="center"><strong>ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ</strong></p>
<p align="center"><strong>проекта федерального закона «О внесении изменений </strong></p>
<p align="center"><strong>в статью 51 Федерального закона </strong></p>
<p align="center"><strong>«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации</strong><strong>»</strong></p>
<p align="center"><strong> </strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривается расширение условий для привлечения медицинских работников, имеющих право на получение единовременных компенсационных выплат, а также расширение категорий указанных медицинских работников.</p>
<p style="text-align: justify;">Потребность в финансовом обеспечении положений, предусмотренных законопроектом, будет зависеть от укомплектованности медицинских организаций государственной системы здравоохранения медицинскими кадрами и особенностей административно-территориального устройства каждого субъекта Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>