<div>
<p style="text-align: right;">Председателю</p>
<p style="text-align: right;">Верховного Совета</p>
<p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;" align="left">Штыгашеву В.Н.</p>
</div>
<p> </p>
<div>
<p> </p>
<p><strong>ПРОТЕСТ</strong></p>
<p>На пункт 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия</p>
<p>от 07.12.2015 № 111-ЗРХ «О приостановлении действия</p>
<p>отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия»</p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">25.11.2015 Верховным Советом Республики Хакасия принят и 07.12.2015 Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия подписан Закон Республики Хакасия № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия» (далее -Закон РХ № 111-ЗРХ), опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации <span style="text-decoration: underline;">www.pravo.gov.ru, </span>вступивший в силу с 01.01.2016.</p>
<p style="text-align: justify;">В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона РХ № 111-ЗРХ с 01.01.2016 по 31.12.2016 включительно приостановлено действие части 2 статьи 2(1) Закона Республики Хакасия от 15.08.2005 № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РХ № 55-ЗРХ).</p>
<p style="text-align: justify;">По результатам проверки, с учетом практики правоприменения установлено, что данная правовая норма противоречит положениям федерального законодательства и нарушает права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение в полной мере предоставленными мерами социальной поддержки по следующим основаниям.</p>
<p style="text-align: justify;">В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.</p>
<p style="text-align: justify;">Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) гарантировано полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости.</p>
<p style="text-align: justify;">В силу статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ материальное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - дети-сироты) возложено на субъект Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Законом РХ № 55-ЗРХ, принятым в целях реализации и обеспечения исполнения положений Федерального закона № 159-ФЗ, установлены основные и дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, а также лиц из их числа, достигших возраста 23 лет.</p>
<p style="text-align: justify;">Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона РХ № 55-ЗРХ в основные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включены ежемесячные расходы: на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь; на медикаменты, культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг. При этом затраты исчисляются в размере 4 процентов от средней стоимости содержания воспитанника в муниципальных и государственных организациях (за исключением федеральных государственных образовательных организаций) для детей-сирот всех типов (образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги).</p>
<p style="text-align: justify;">Базовый размер денежных средств на возмещение основных гарантий для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в муниципальных и государственных образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, установлен в части 1 ст. 2(1) Закона РХ № 55-ЗРХ.</p>
<p style="text-align: justify;" align="right">При этом в части 2 ст. 2(1) Закона РХ указано на то, что индексация размера денежных средств на социальную поддержку детей-сирот устанавливается законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и на плановый период.</p>
<p style="text-align: justify;">Приостановление действия указанной нормы влечет временное прекращение выполнения государством своих обязательств, и размер денежных средств на возмещение основных гарантий не будет учитывать уровень инфляции на текущий год. В результате приостановления индексации размера денежных средств на социальную поддержку детей-сирот в условиях инфляции произойдет уменьшение объема данных выплат, что не позволит в полной мере обеспечить предоставление мер социальной поддержки.</p>
<p style="text-align: justify;">Однако статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.</p>
<p style="text-align: justify;">Внесение пунктом 2 статьи 1 Закона РХ № 111-ЗРХ изменений в правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки не согласуется с вышеуказанными конституционными положениями, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и государству, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (например, Определение от 01.12.2005 № 521-О), предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.</p>
<p style="text-align: justify;">В этой связи представляется бесспорным, что вследствие непрерывных инфляционных процессов, происходящих в национальной экономике, применение индексации является необходимым элементом механизма правового регулирования, направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом социального пособия.</p>
<p style="text-align: justify;">Таким образом, индексация установленного законом размера социальной выплаты представляет собой неотъемлемую часть меры социальной поддержки, отказ от которой неизбежно повлечет существенное уменьшение объема социальной помощи, что в условиях ее приостановления на длительный период равносильно отказу государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.</p>
<p style="text-align: justify;">В связи с тем, что в пункте 2 статьи 1 принятого Закона Республики Хакасия от 07.12.2015 № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия» не учтены вышеуказанные требования конституционных норм дающих право на меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, к которым относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с индексацией выплат в условиях инфляции, то данная норма регионального закона подлежит отмене.</p>
</div>
<div>
<p style="text-align: justify;">Изложенная позиция подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.1015 № 72-АПГ15-7, от 14.10.2015 № 53-АПГ15-50).</p>
<p style="text-align: justify;">На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 28.11.2015),</p>
<p align="center">ТРЕБУЮ:</p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с отменой пункта 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07.12.2015 № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений<br />
законодательных актов Республики Хакасия».</p>
<p style="text-align: justify;">2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.</p>
</div>
<p> </p>
<div>
<p> </p>
<p>Прокурор республики Д.Г. Попов</p>
</div>
<p> </p>