<div>
<p style="text-align: right;">Председателю</p>
<p style="text-align: right;">Верховного Совета</p>
<p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;" align="left">Штыгашеву В.Н.</p>
</div>
<p> </p>
<div>
<p> </p>
<p> </p>
<p align="left"><strong>ПРОТЕСТ</strong></p>
<p>на пункт 2 статьи 2 Закона Республики Хакасия</p>
<p>от 27.09.2007 № 60-ЗРХ «О наделении органов</p>
<p>местного самоуправления муниципальных районов и</p>
<p>городских округов Республики Хакасия отдельными</p>
<p>государственными полномочиями в области охраны труда»</p>
<p>(в ред. от 07.12.2015)</p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">19.09.2007 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями в области охраны труда», который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 27.09.2007 за № 60-ЗРХ и в настоящее время действует в редакции Законов Республики Хакасия от 25.12.2009 № 145-ЗРХ, 10.12.2010 № 124-ЗРХ, 10.12.2012 № 113-ЗРХ, 08.05.2014 № 26-ЗРХ, 07.12.2015 № 113-ЗРХ (далее - Закон РХ № 60-ЗРХ).</p>
<p style="text-align: justify;">Тексты нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии», 2007, № 62; 2009, № 98; 2010, № 95; 2012, № 103; 2014, №28; 2015, №86.</p>
<p style="text-align: justify;">Статьей 1 Закона РХ № 60-ЗРХ установлено, что предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями в области охраны труда на территории соответствующих муниципальных образований.</p>
<p style="text-align: justify;">Статьей 2 Закона РХ № 60-ЗРХ определены отдельные государственные полномочия в области охраны труда, которыми наделяются органы местного самоуправления.</p>
<p style="text-align: justify;"> Так, согласно пункту 2 статьи 2 Закона РХ № 60-ЗРХ органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием в области охраны труда - участие в организации проведения на территории соответствующего муниципального образования в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.</p>
</div>
<div>
<p style="text-align: justify;">Между тем, согласно подпункту 44.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством.</p>
<p style="text-align: justify;">Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ).</p>
<p style="text-align: justify;">Частью 6 статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.</p>
<p style="text-align: justify;">До 01.01.2014 абзацем 4 части 6 статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривалось, что в целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.</p>
<p style="text-align: justify;">Однако Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в абзац 4 части 6 статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей -индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.</p>
<p style="text-align: justify;">Из полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда исключено полномочие по проведению инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.</p>
<p style="text-align: justify;">Обязанность обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации возложена на работодателя.</p>
<p style="text-align: justify;">Таким образом, пункт 2 статьи 2 Закона РХ № 60-ЗРХ, наделяющий органы местного самоуправления отдельным государственным полномочием не предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации в качестве полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не отвечает требованиям пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ и требует корректировки.</p>
<p style="text-align: justify;">На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,</p>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПРЕДЛАГАЮ :</strong></p>
<p style="text-align: justify;">1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением пункта 2 статьи 2 Закона Республики Хакасия от 27.09.2007 № 60-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» (в ред. от 07.12.2015) в соответствие с требованиями федерального законодательства.</p>
<p style="text-align: justify;">2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.</p>
</div>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Прокурор республики Д.Г. Попов</p>