31-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 30
О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды»
Докладывает:
Соболев Валерий Фёдорович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию
Материалы по рассматриваемому вопросу:
<p style="text-align: center;"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>О протесте прокурора Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10,</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«Об охране окружающей среды»</strong></p>
<p> </p>
<p>Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 26 июля 2016 года № 22-17-2016 на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды»,</p>
<p>Верховный Совет Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p>П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<p>1. Протест прокурора Республики Хакасия от 26 июля 2016 года № 22-17-2016 на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды» удовлетворить.</p>
<p>2. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию в целях приведения Закона Республики Хакасия «Об охране окружающей среды» в соответствие с действующим законодательством подготовить проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об охране окружающей среды» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.</p>
<p>3. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.</p>
<p>4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>28 сентября 2016 года</p>
<p>№ 1151-31</p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О протесте прокурора Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10,</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«Об охране окружающей среды»</strong></p>
<p> </p>
<p>Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды»,</p>
<p>Президиум Верховного Совета Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<p>1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.</p>
<p>2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>24 августа 2016 года</p>
<p> </p>
<p>№ 246-п</p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«Об охране окружающей среды»</strong></p>
<p> </p>
<p>В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды» (далее – Закон РХ № 44).</p>
<p>Абзацем 8 части 1 статьи 5 Закона РХ № 44 к полномочиям Верховного Совета Республики Хакасия в области охраны окружающей среды отнесено утверждение порядка отвода, использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации. В протесте прокурор Республики Хакасия указывает, что так как федеральным законодательством органам государственной власти субъектов в настоящее время не предоставлено указанное полномочие, то пункт 8 части 1 статьи 5 Закона РХ № 44 подлежит признанию утратившим силу.</p>
<p>Между тем, согласно пункту «м» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p>
<p>В соответствии с пунктами 8, 54 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также вопросы организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).</p>
<p>Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 49-ФЗ) территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – это особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.</p>
<p>Как следует из статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, не предусмотренные Федеральным законом № 33-ФЗ, а также положения о режиме их функционирования и охраны.</p>
<p>В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 49-ФЗ с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.</p>
<p>Согласно статье 7 Федерального закона № 49-ФЗ образование территорий традиционного природопользования регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.</p>
<p>В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 33-ФЗ законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит в том числе из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Согласно статье 2 Федерального закона № 49-ФЗ правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Таким образом, отношения по поводу отвода, использования и охраны территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации регионального значения как особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Прокурор полагает противоречащим федеральному законодательству и принятым с превышением компетенции абзац 27 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44, которым на территории Республики Хакасия установлен запрет использовать пестициды и иные токсичные химические вещества, срок действия которых истек, либо с нарушением правил их применения.</p>
<p>Между тем, в соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, земельное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Согласно статье 2 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Учитывая, что сфера правового регулирования в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является совместной сферой ведения для Российской Федерации и ее субъектов полагаем, абзацем 27 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 правомерно установлен запрет на применение соответствующих пестицидов и иных токсичных химических веществ, срок действия которых истек, либо с нарушением правил их применения.</p>
<p>Прокурор также полагает противоречащим федеральному законодательству и принятым с превышением компетенции абзац 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 на территории Республики Хакасия, которым запрещено разрабатывать и производить новые химические вещества, применение которых способствует разрушению озонового слоя Земли.</p>
<p>Между тем, как уже отмечалось, в соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, земельное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона № 7-ФЗ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой».</p>
<p>Учитывая, что сфера правового регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе от химических веществ, применение которых способствует разрушению озонового слоя Земли, является совместной сферой ведения для Российской Федерации и ее субъектов полагаем, абзацем 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 правомерно установлен запрет разработку и произведение новых, то есть неизвестных, химических веществ, применение которых тем не менее может способствовать разрушению озонового слоя Земли.</p>
<p>С учетом изложенного полагаем, что необходимо протест прокурора Республики Хакасия на абзац 26 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона РХ № 44 – удовлетворить, протест прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 27 и 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44, отклонить.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Депутат</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия С.В. Комаров</p>
<p style="text-align: right;">Председателю</p>
<p style="text-align: right;">Верховного Совета</p>
<p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;">Штыгашеву В.Н.</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">Уважаемый Владимир Николаевич!</p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Направляю для рассмотрения протест прокуратуры республики на отдельные положения Закона Республики Хакасия от 07.07.2004 № 44 «Об охране окружающей среды» (в ред. от 11.04.2016).</p>
<p> </p>
<p>Приложение: на 6 л.</p>
<p> </p>
<p>Прокурор республики</p>
<p>государственный советник</p>
<p>юстиции 3 класса Д.Г. Попов</p>
<p> </p>
<p style="text-align: right;">Председателю</p>
<p style="text-align: right;">Верховного Совета</p>
<p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;">Штыгашеву В.Н.</p>
<p>ПРОТЕСТ</p>
<p>на абзац 8 части 1 статьи 5; абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10;</p>
<p>часть 3 статьи 32; часть 3 статьи 47; часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия</p>
<p>от 07.07.2004 № 44 «Об охране окружающей среды» (в ред. от 11.04.2016)</p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">23.06.2004 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «Об охране окружающей среды», который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 07.07.2004 за № 44 и в настоящее время действует в редакции от 11.04.2016 (далее - Закон РХ № 44).</p>
<p style="text-align: justify;">Тексты Закона РХ № 44 и нормативных правовых актов о внесении в него изменений опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» от 14.07.2004 № 36; от 09.12.2005 № 63; от 04.07.2006 № 37; от 08.11.2007 № 67; от 14.10.2008 № 55; от 18.06.2009 № 40; от 08.04.2011 № 29; от 11.11.2011 № 98; от 16.04.2012 № 38; от 15.10.2012 № 89; от 23.10.2013 № 63; от 17.12.2013 № 80; от 12.05.2014 № 28; от 12.10.2015 № 67; от 11.04.2016 № 27.</p>
<p style="text-align: justify;">В связи с изменением федерального законодательства отдельные положения Закона РХ № 03-ЗРХ вступили с ним в противоречие по следующим основаниям.</p>
<p style="text-align: justify;">Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016) (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).</p>
<p style="text-align: justify;">В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Абзацем 8 части 1 статьи 5 Закона РХ № 44 к полномочиям Верховного Совета Республики Хакасия в области охраны окружающей среды отнесено утверждение порядка отвода, использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, что в целом соответствовало пункту 7 статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ, устанавливавшему, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право устанавливать порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земель традиционного природопользования малочисленных народов.</p>
<p style="text-align: justify;">Однако, статьей 38 Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации» пункт 7 статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ признан утратившим силу, что влечет необходимость признания утратившим силу абзаца 8 части 1 статьи 5 Закона РХ № 44.</p>
<p style="text-align: justify;">Абзацем 26 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 на территории Республики Хакасия запрещено применять в процессе хозяйственной и иной деятельности устойчивые токсичные химические вещества и препараты, не подвергающиеся распаду.</p>
<p style="text-align: justify;">Абзацем 27 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 на территории Республики Хакасия запрещено использовать пестициды и иные токсичные химические вещества, срок действия которых истек, либо с нарушением правил их применения.</p>
<p style="text-align: justify;">Запрет на применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, установлен в части 2 статьи 49 Федерального закона № 7-ФЗ в числе требований в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском, хозяйстве и лесном хозяйстве.</p>
<p style="text-align: justify;">При этом запрет не распространен на применение химических препаратов в иных отраслях (помимо сельского и лесного хозяйства), поскольку общие условия производства, обращения и обезвреживания потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, определены в статье 47 Федерального закона № 7-ФЗ, которой, в частности, установлено, что производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются на территории Российской Федерации после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды, установлены Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в ред. от 13.07.2015) (далее - Федеральный закон № 109-ФЗ).</p>
<p style="text-align: justify;">В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 109-ФЗ пестициды и агрохимикаты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.</p>
<p style="text-align: justify;">Таким образом запреты применения на территории Республики Хакасия в процессе хозяйственной и иной деятельности устойчивых токсичных химических веществ и препаратов, не подвергающихся распаду, а также использования пестицидов и иных токсичных химических веществ, срок действия которых истек, либо с нарушением правил их применения, установлены абзацами 26 и 27 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 с превышением компетенции.</p>
<p style="text-align: justify;">Абзацем 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 на территории Республики Хакасия запрещено разрабатывать и производить новые химические вещества, применение которых способствует разрушению озонового слоя Земли.</p>
<p style="text-align: justify;">Вопросам охраны озонового слоя атмосферы посвящена статья 54 Федерального закона № 7-ФЗ.</p>
<p style="text-align: justify;">Пунктом 1 названной нормы установлено, что в целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых в Российской Федерации подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, вводятся запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 54 Федерального закона № 7-ФЗ).</p>
<p style="text-align: justify;">24.03.2014 Правительством Российской Федерации принято постановление № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (в ред. от 03.06.2016).</p>
<p style="text-align: justify;">Пунктом 3 статьи 54 Федерального закона № 7-ФЗ на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности возложена обязанность только соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы.</p>
<p style="text-align: justify;">Таким образом, абзац 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 противоречит федеральному законодательству как принятый за пределами компетенции субъекта Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Частью 3 статьи 32 Закона РХ № 44 установлено, что государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, орнитологические коридоры, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.</p>
<p style="text-align: justify;">Названная норма, в целом, соответствует пункту 3 статьи 58 Федерального закона № 7-ФЗ, который, однако, не включает орнитологический коридор в число природных объектов, образующих природно-заповедный фонд.</p>
<p style="text-align: justify;">При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не раскрывают понятие «орнитологический коридор».</p>
<p style="text-align: justify;">В силу подпункта «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в ред. от 18.07.2015), употребление неустоявшихся терминов является коррупциогенным фактором, порождающим юридико-лингвистическую неопределенность.</p>
<p style="text-align: justify;">Полагаем необходимым исключить коррупциогенный фактор из части 3 статьи 32 Закона РХ № 44.</p>
<p style="text-align: justify;">Частью 3 статьи 47 Закона РХ № 44 установлено, что научные исследования в области экологии, охраны окружающей среды проводятся научными учреждениями, организациями и высшими учебными заведениями Республики Хакасия, международными научными организациями, другими юридическими и физическими лицами по их инициативе либо на основании договоров с государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и органами местного самоуправления.</p>
<p style="text-align: justify;">С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» высшее учебное заведение именуются «образовательная организация высшего образования», что влечет необходимость приведения названной региональной нормы в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.</p>
<p style="text-align: justify;">В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона РХ № 44 не подлежат засекречиванию сведения:</p>
<p style="text-align: justify;">- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью населения Республики Хакасия, последствиях таких происшествий и катастроф, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;</p>
<p style="text-align: justify;">- об экологически обусловленных заболеваниях населения Республики Хакасия;</p>
<p style="text-align: justify;">- о состоянии окружающей среды на территории Республики Хакасия и граничащих с ней территориях других субъектов Российской Федерации;</p>
<p style="text-align: justify;">- о государственных программах Республики Хакасия;</p>
<p style="text-align: justify;">- о влиянии окружающей среды на демографическую ситуацию на территории Республики Хакасия.</p>
<p style="text-align: justify;">Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.03.2015) (далее - Закон РФ № 5485-1).</p>
<p style="text-align: justify;">Статьей 3 Закона РФ № 5485-1 установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.</p>
<p style="text-align: justify;">Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию, перечислены в статье 7 Закона РФ № 5485-1.</p>
<p style="text-align: justify;">К ним относятся сведения:</p>
<p style="text-align: justify;">о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;</p>
<p style="text-align: justify;">о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;</p>
<p style="text-align: justify;">о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;</p>
<p style="text-align: justify;">о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;</p>
<p style="text-align: justify;">о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;</p>
<p style="text-align: justify;">о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;</p>
<p style="text-align: justify;">о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.</p>
<p style="text-align: justify;">При этом Перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.</p>
<p style="text-align: justify;">Изложенное свидетельствует о регулировании частью 2 статьи 48 Закона РХ № 44 отношений по поводу засекречивания сведений за пределам компетенции субъекта Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,</p>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p style="text-align: center;">ПРЕДЛАГАЮ:</p>
<p>1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением абзаца 8 части 1 статьи 5; абзацев 26, 27 и 29 части 2 статьи 10; части 3 статьи 32; части 3 статьи 47; части 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07.07.2004 № 44 «Об охране окружающей среды» (в ред. от 11.04.2016) в соответствие с требованиями федерального законодательства.</p>
<p>2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.</p>
<p> </p>
<p> <br /> </p>
<p>Прокурор республики Д.Г. Попов</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;">Комитет по экологии, природным ресурсам и природопользованию<br /> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>РЕШЕНИЕ</strong> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>от 22 сентября 2016 года № 28</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Рассмотрев поправку к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды», представленную заместителем председателя комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию Гамановичем Г.Г.,</p>
<p> </p>
<p>КОМИТЕТ РЕШИЛ:</p>
<p> </p>
<p>Рекомендовать Верховному Совету Республики Хакасия:</p>
<p>- принять поправку к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды», (поправка прилагается на 2 л.);</p>
<p>- принять указанный проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия в целом.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Заместитель председателя комитета Г.Г. Гаманович</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>П О П Р А В К А</strong></p>
<p> </p>
<p>к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия <span>«</span><span>О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды»</span></p>
<p><strong> </strong></p>
<table width="1240">
<tbody>
<tr>
<td width="111">
<p>Наименования структурных</p>
<p>единиц постанов-</p>
<p>ления</p>
</td>
<td width="137">
<p>Автор</p>
<p>поправки</p>
</td>
<td width="366">
<p>Содержание</p>
<p>положения</p>
<p>законопроекта</p>
</td>
<td width="361">
<p>Предлагаемая поправка</p>
</td>
<td width="99">
<p>Решение</p>
<p>комитета</p>
</td>
<td width="95">
<p>Решение</p>
<p>Правительства РХ</p>
</td>
<td width="71">
<p>Реше-ние</p>
<p>ВС РХ</p>
</td>
</tr>
<tr>
<td width="111">
<p>1</p>
</td>
<td width="137">
<p>2</p>
</td>
<td width="366">
<p>3</p>
</td>
<td width="361">
<p>4</p>
</td>
<td width="99">
<p>5</p>
</td>
<td width="95">
<p>6</p>
</td>
<td width="71">
<p>7</p>
</td>
</tr>
<tr>
<td width="111">
<p>Пункты 1 – 3</p>
</td>
<td width="137">
<p>Депутаты</p>
<p>ВС РХ</p>
<p>Г.Г. Гаманович,</p>
<p>В.И. Седусов,</p>
<p>Г.Г. Шаповаленко</p>
</td>
<td width="366">
<p>1. Протест прокурора Республики Хакасия от 26 июля 2016 года № 22-17-2016 на абзац 26 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды» удовлетворить.</p>
<p>2. Протест прокурора Республики Хакасия от 26 июля 2016 года № 22-17-2016 на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 27 и 29 части 2 статьи 10 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды» отклонить.</p>
<p>3. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию в целях приведения Закона Республики Хакасия «Об отходах производства и потребления» в соответствие с действующим законодательством подготовить проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об охране окружающей среды» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.</p>
</td>
<td width="361">
<p>Изложить в следующей редакции:</p>
<p>«<span>1. Протест прокурора Республики Хакасия от 26 июля 2016 года </span><span>№ 22-17-2016 </span><span>на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2</span> <span>статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3</span> <span>статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля</span><span> 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды» </span><span>удовлетворить.</span></p>
<p><span>2. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию в целях приведения Закона Республики Хакасия «</span><span>Об охране окружающей среды</span><span>» в соответствие с действующим законодательством подготовить проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «</span><span>Об охране окружающей среды</span><span>» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.».</span></p>
<p>Пункты 4 и 5 считать соответственно пунктами 3 и 4.</p>
</td>
<td width="99">
<p>Принять</p>
</td>
<td width="95">
<p>Принять</p>
</td>
<td width="71">
<p> </p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>