31-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 30

О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 «Об охране окружающей среды»

Докладывает: Соболев Валерий Фёдорович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия
<p style="text-align: center;"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p> <p>&nbsp; </p> <p>&nbsp;</p> <p style="text-align: center;"><strong>О протесте прокурора Республики Хакасия</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10,</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>&laquo;Об охране окружающей среды&raquo;</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 26 июля 2016 года № 22-17-2016 на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo;,</p> <p>Верховный Совет Республики Хакасия</p> <p>&nbsp;</p> <p>П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p> <p>&nbsp;</p> <p>1. Протест &nbsp;&nbsp;прокурора &nbsp;&nbsp;Республики &nbsp;&nbsp;Хакасия &nbsp;&nbsp;от&nbsp; &nbsp;26 &nbsp;&nbsp;июля &nbsp;2016 &nbsp;года &nbsp;№ 22-17-2016 на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; удовлетворить.</p> <p>2. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию в целях приведения Закона Республики Хакасия &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; в соответствие с действующим законодательством подготовить проект закона Республики Хакасия &laquo;О внесении изменений в Закон Республики Хакасия &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.</p> <p>3. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.</p> <p>4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>Председатель</p> <p>Верховного Совета</p> <p>Республики Хакасия&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;В.Н. Штыгашев</p> <p>&nbsp;</p> <p>г. Абакан</p> <p>28 сентября 2016 года</p> <p>№ 1151-31</p>
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 24.08.2016 № 246-п
<p style="text-align: center;"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p> <p style="text-align: center;">&nbsp;</p> <p style="text-align: center;"><strong>О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>&laquo;О протесте прокурора Республики Хакасия</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10,</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>&laquo;Об охране окружающей среды&raquo;</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия &laquo;О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo;,</p> <p>Президиум Верховного Совета Республики Хакасия</p> <p>&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p> <p>&nbsp;</p> <p>1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия &laquo;О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.</p> <p>2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp; </p> <p>&nbsp;</p> <p>Председатель</p> <p>Верховного Совета</p> <p>Республики Хакасия &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;В.Н. Штыгашев</p> <p>&nbsp;</p> <p>г. Абакан</p> <p>24 августа 2016 года</p> <p>&nbsp;</p> <p>№ 246-п</p>
Пояснительная записка
<p style="text-align: center;"><strong>ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия </strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>&laquo;О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, </strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, </strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 </strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>&laquo;Об охране окружающей среды&raquo;</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; (далее &ndash; Закон РХ № 44).</p> <p>Абзацем 8 части 1 статьи 5 Закона РХ № 44 к полномочиям Верховного Совета Республики Хакасия в области охраны окружающей среды отнесено утверждение порядка отвода, использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации. В протесте прокурор Республики Хакасия указывает, что так как федеральным законодательством органам государственной власти субъектов в настоящее время не предоставлено указанное полномочие, то пункт 8 части 1 статьи 5 Закона РХ № 44 подлежит признанию утратившим силу.</p> <p>Между тем, согласно пункту &laquo;м&raquo; части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p> <p>В соответствии с пунктами 8, 54 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ &laquo;Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации&raquo; вопросы создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также вопросы организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).</p> <p>Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2001 года № 49-ФЗ &laquo;О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации&raquo; (далее &ndash; Федеральный закон № 49-ФЗ) территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации &ndash; это особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.</p> <p>Как следует из статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ &laquo;Об особо охраняемых природных территориях&raquo; (далее &ndash; Федеральный закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, не предусмотренные Федеральным законом № 33-ФЗ, а также положения о режиме их функционирования и охраны.</p> <p>В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 49-ФЗ с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.</p> <p>Согласно статье 7 Федерального закона № 49-ФЗ образование территорий традиционного природопользования регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.</p> <p>В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 33-ФЗ законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит в том числе из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.</p> <p>Согласно статье 2 Федерального закона № 49-ФЗ правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.</p> <p>Таким образом, отношения по поводу отвода, использования и охраны территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации регионального значения как особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.</p> <p>Прокурор полагает противоречащим федеральному законодательству и принятым с превышением компетенции абзац 27 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44, которым на территории Республики Хакасия установлен запрет использовать пестициды и иные токсичные химические вещества, срок действия которых истек, либо с нарушением правил их применения.</p> <p>Между тем, в соответствии с пунктами &laquo;в&raquo;, &laquo;д&raquo;, &laquo;к&raquo; части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, земельное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p> <p>Согласно статье 2 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ &laquo;О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами&raquo; правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.</p> <p>Учитывая, что сфера правового регулирования в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является совместной сферой ведения для Российской Федерации и ее субъектов полагаем, абзацем 27 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 правомерно установлен запрет на применение соответствующих пестицидов и иных токсичных химических веществ, срок действия которых истек, либо с нарушением правил их применения.</p> <p>Прокурор также полагает противоречащим федеральному законодательству и принятым с превышением компетенции абзац 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 на территории Республики Хакасия, которым запрещено разрабатывать и производить новые химические вещества, применение которых способствует разрушению озонового слоя Земли.</p> <p>Между тем, как уже отмечалось, в соответствии с пунктами &laquo;в&raquo;, &laquo;д&raquo;, &laquo;к&raquo; части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, земельное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p> <p>Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; (далее &ndash; Федеральный закон № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.</p> <p>Перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона &nbsp;№ 7-ФЗ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 228 &laquo;О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой&raquo;.</p> <p>Учитывая, что сфера правового регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе от химических веществ, применение которых способствует разрушению озонового слоя Земли, является совместной сферой ведения для Российской Федерации и ее субъектов полагаем, абзацем 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 правомерно установлен запрет разработку и произведение новых, то есть неизвестных, химических веществ, применение которых тем не менее может способствовать разрушению озонового слоя Земли.</p> <p>С учетом изложенного полагаем, что необходимо протест прокурора Республики Хакасия на абзац 26 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона РХ № 44 &ndash; удовлетворить, протест прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 27 и 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44, отклонить.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>Депутат</p> <p>Верховного Совета</p> <p>Республики Хакасия&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;С.В. Комаров</p>
Сопроводительное письмо
<p style="text-align: right;">Председателю</p> <p style="text-align: right;">Верховного Совета</p> <p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p> <p style="text-align: right;">Штыгашеву В.Н.</p> <p>&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">Уважаемый Владимир Николаевич!</p> <p>&nbsp;</p> <p style="text-align: justify;">Направляю для рассмотрения протест прокуратуры республики на отдельные положения Закона Республики Хакасия от 07.07.2004 № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; (в ред. от 11.04.2016).</p> <p>&nbsp;</p> <p>Приложение: на 6 л.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Прокурор республики</p> <p>государственный советник</p> <p>юстиции 3 класса&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Д.Г. Попов</p> <p>&nbsp;</p>
Протест прокурора РХ
<p style="text-align: right;">Председателю</p> <p style="text-align: right;">Верховного Совета</p> <p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p> <p style="text-align: right;">Штыгашеву В.Н.</p> <p>ПРОТЕСТ</p> <p>на абзац 8 части 1 статьи 5; абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10;</p> <p>часть 3 статьи 32; часть 3 статьи 47; часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия</p> <p>от 07.07.2004 № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; (в ред. от 11.04.2016)</p> <p>&nbsp;</p> <p style="text-align: justify;">23.06.2004 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия &laquo;Об охране окружающей среды&raquo;, который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 07.07.2004 за № 44 и в настоящее время действует в редакции от 11.04.2016 (далее - Закон РХ № 44).</p> <p style="text-align: justify;">Тексты Закона РХ № 44 и нормативных правовых актов о внесении в него изменений опубликованы в бюллетенях &laquo;Вестник Хакасии&raquo; от 14.07.2004 № 36; от 09.12.2005 № 63; от 04.07.2006 № 37; от 08.11.2007 № 67; от 14.10.2008 № 55; от 18.06.2009 № 40; от 08.04.2011 № 29; от 11.11.2011 № 98; от 16.04.2012 № 38; от 15.10.2012 № 89; от 23.10.2013 № 63; от 17.12.2013 № 80; от 12.05.2014 № 28; от 12.10.2015 № 67; от 11.04.2016 № 27.</p> <p style="text-align: justify;">В связи с изменением федерального законодательства отдельные положения Закона РХ № 03-ЗРХ вступили с ним в противоречие по следующим основаниям.</p> <p style="text-align: justify;">Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; (в ред. от 03.07.2016) (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).</p> <p style="text-align: justify;">В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ законодательство&nbsp; в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.</p> <p style="text-align: justify;">Абзацем 8 части 1 статьи 5 Закона РХ № 44 к полномочиям Верховного Совета Республики Хакасия в области охраны окружающей среды отнесено утверждение порядка отвода, использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, что в целом соответствовало пункту 7 статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ, устанавливавшему, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право устанавливать порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земель традиционного природопользования малочисленных народов.</p> <p style="text-align: justify;">Однако, статьей 38 Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ &laquo;О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации&raquo; пункт 7 статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ признан утратившим силу, что влечет необходимость признания утратившим силу абзаца 8 части 1 статьи 5 Закона РХ № 44.</p> <p style="text-align: justify;">Абзацем 26 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 на территории Республики Хакасия запрещено применять в процессе хозяйственной и иной деятельности устойчивые токсичные химические вещества и препараты, не подвергающиеся распаду.</p> <p style="text-align: justify;">Абзацем 27 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 на территории Республики Хакасия запрещено использовать пестициды и иные токсичные химические вещества, срок действия которых истек, либо с нарушением правил их применения.</p> <p style="text-align: justify;">Запрет на применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, установлен в части 2 статьи 49 Федерального закона № 7-ФЗ в числе требований в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском, хозяйстве и лесном хозяйстве.</p> <p style="text-align: justify;">При этом запрет не распространен на применение химических препаратов в иных отраслях (помимо сельского и лесного хозяйства), поскольку общие условия производства, обращения и обезвреживания потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, определены в статье 47 Федерального закона № 7-ФЗ, которой, в частности, установлено, что производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются на территории Российской Федерации после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p> <p style="text-align: justify;">Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды, установлены Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ &laquo;О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами&raquo; (в ред. от 13.07.2015) (далее - Федеральный закон № 109-ФЗ).</p> <p style="text-align: justify;">В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 109-ФЗ пестициды и агрохимикаты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.</p> <p style="text-align: justify;">Таким образом запреты применения на территории Республики Хакасия в процессе хозяйственной и иной деятельности устойчивых токсичных химических веществ и препаратов, не подвергающихся распаду, а также использования пестицидов и иных токсичных химических веществ, срок действия которых истек, либо с нарушением правил их применения, установлены абзацами 26 и 27 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 с превышением компетенции.</p> <p style="text-align: justify;">Абзацем 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 на территории Республики Хакасия запрещено разрабатывать и производить новые химические вещества, применение которых способствует разрушению озонового слоя Земли.</p> <p style="text-align: justify;">Вопросам охраны озонового слоя атмосферы посвящена статья 54 Федерального закона № 7-ФЗ.</p> <p style="text-align: justify;">Пунктом 1 названной нормы установлено, что в целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых в Российской Федерации подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, вводятся запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации.</p> <p style="text-align: justify;">Перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 54 Федерального закона № 7-ФЗ).</p> <p style="text-align: justify;">24.03.2014 Правительством Российской Федерации принято постановление № 228 &laquo;О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой&raquo; (в ред. от 03.06.2016).</p> <p style="text-align: justify;">Пунктом 3 статьи 54 Федерального закона № 7-ФЗ на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов&nbsp;&nbsp;&nbsp; Российской&nbsp;&nbsp;&nbsp; Федерации, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности возложена обязанность только соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы.</p> <p style="text-align: justify;">Таким образом, абзац 29 части 2 статьи 10 Закона РХ № 44 противоречит федеральному законодательству как принятый за пределами компетенции субъекта Российской Федерации.</p> <p style="text-align: justify;">Частью 3 статьи 32 Закона РХ № 44 установлено, что государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, орнитологические коридоры, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.</p> <p style="text-align: justify;">Названная норма, в целом, соответствует пункту 3 статьи 58 Федерального закона № 7-ФЗ, который, однако, не включает орнитологический коридор в число природных объектов, образующих природно-заповедный фонд.</p> <p style="text-align: justify;">При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не раскрывают понятие &laquo;орнитологический коридор&raquo;.</p> <p style="text-align: justify;">В силу подпункта &laquo;в&raquo; пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 &laquo;Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов&raquo; (в ред. от 18.07.2015), употребление неустоявшихся терминов является коррупциогенным фактором, порождающим юридико-лингвистическую неопределенность.</p> <p style="text-align: justify;">Полагаем необходимым исключить коррупциогенный фактор из части 3 статьи 32 Закона РХ № 44.</p> <p style="text-align: justify;">Частью 3 статьи 47 Закона РХ № 44 установлено, что научные исследования в области экологии, охраны окружающей среды проводятся научными учреждениями, организациями и высшими учебными заведениями Республики Хакасия, международными научными организациями, другими юридическими и физическими лицами по их инициативе либо на основании договоров с государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и органами местного самоуправления.</p> <p style="text-align: justify;">С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laquo;Об образовании в Российской Федерации&raquo; высшее учебное заведение именуются &laquo;образовательная организация высшего образования&raquo;, что влечет необходимость приведения названной региональной нормы в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.</p> <p style="text-align: justify;">В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона РХ № 44 не подлежат засекречиванию сведения:</p> <p style="text-align: justify;">- о чрезвычайных&nbsp;&nbsp; происшествиях&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp;&nbsp; катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью населения Республики Хакасия, последствиях таких происшествий и катастроф, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;</p> <p style="text-align: justify;">- об экологически обусловленных заболеваниях населения Республики Хакасия;</p> <p style="text-align: justify;">- о состоянии окружающей среды на территории Республики Хакасия и граничащих с ней территориях других субъектов Российской Федерации;</p> <p style="text-align: justify;">- о государственных программах Республики Хакасия;</p> <p style="text-align: justify;">- о влиянии окружающей среды на демографическую ситуацию на территории Республики Хакасия.</p> <p style="text-align: justify;">Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 &laquo;О государственной тайне&raquo; (в ред. от 08.03.2015) (далее - Закон РФ № 5485-1).</p> <p style="text-align: justify;">Статьей 3 Закона РФ № 5485-1 установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации &laquo;О безопасности&raquo; и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.</p> <p style="text-align: justify;">Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию, перечислены в статье 7 Закона РФ № 5485-1.</p> <p style="text-align: justify;">К ним относятся сведения:</p> <p style="text-align: justify;">о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;</p> <p style="text-align: justify;">о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;</p> <p style="text-align: justify;">о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;</p> <p style="text-align: justify;">о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;</p> <p style="text-align: justify;">о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;</p> <p style="text-align: justify;">о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;</p> <p style="text-align: justify;">о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.</p> <p style="text-align: justify;">При этом Перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.</p> <p style="text-align: justify;">Изложенное свидетельствует о регулировании частью 2 статьи 48 Закона РХ № 44 отношений по поводу засекречивания сведений за пределам компетенции субъекта Российской Федерации.</p> <p style="text-align: justify;">На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона &laquo;О прокуратуре Российской Федерации&raquo;,</p> <p style="text-align: justify;">&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">ПРЕДЛАГАЮ:</p> <p>1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением абзаца 8 части 1 статьи 5; абзацев 26, 27 и 29 части 2 статьи 10; части 3 статьи 32; части 3 статьи 47; части 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07.07.2004 № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; (в ред. от 11.04.2016) в соответствие с требованиями федерального законодательства.</p> <p>2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;<br />&nbsp;</p> <p>Прокурор республики&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Д.Г. Попов</p> <p>&nbsp;</p>
Решение комитета
<p style="text-align: center;">ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</p> <p style="text-align: center;">&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">Комитет по экологии, природным ресурсам и природопользованию<br />&nbsp;</p> <p style="text-align: center;"><strong>РЕШЕНИЕ</strong>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>от 22 сентября 2016 года&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;№ 28</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>Рассмотрев поправку к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия &laquo;О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo;, представленную заместителем председателя комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию Гамановичем Г.Г.,</p> <p>&nbsp;</p> <p>КОМИТЕТ РЕШИЛ:</p> <p>&nbsp;</p> <p>Рекомендовать Верховному Совету Республики Хакасия:</p> <p>- принять поправку к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия &laquo;О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo;, (поправка прилагается на 2 л.);</p> <p>- принять указанный проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия в целом.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>Заместитель председателя комитета&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;Г.Г. Гаманович</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p>
Поправка
<p style="text-align: center;"><strong>П О П Р А В К А</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия <span>&laquo;</span><span>О протесте прокурора Республики Хакасия на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo;</span></p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </strong></p> <table width="1240"> <tbody> <tr> <td width="111"> <p>Наименования структурных</p> <p>единиц постанов-</p> <p>ления</p> </td> <td width="137"> <p>Автор</p> <p>поправки</p> </td> <td width="366"> <p>Содержание</p> <p>положения</p> <p>законопроекта</p> </td> <td width="361"> <p>Предлагаемая поправка</p> </td> <td width="99"> <p>Решение</p> <p>комитета</p> </td> <td width="95"> <p>Решение</p> <p>Правительства РХ</p> </td> <td width="71"> <p>Реше-ние</p> <p>ВС РХ</p> </td> </tr> <tr> <td width="111"> <p>1</p> </td> <td width="137"> <p>2</p> </td> <td width="366"> <p>3</p> </td> <td width="361"> <p>4</p> </td> <td width="99"> <p>5</p> </td> <td width="95"> <p>6</p> </td> <td width="71"> <p>7</p> </td> </tr> <tr> <td width="111"> <p>Пункты 1 &ndash; 3</p> </td> <td width="137"> <p>Депутаты</p> <p>ВС РХ</p> <p>Г.Г. Гаманович,</p> <p>В.И. Седусов,</p> <p>Г.Г. Шаповаленко</p> </td> <td width="366"> <p>1. Протест прокурора Республики Хакасия от 26 июля 2016 года &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;№ 22-17-2016 на абзац 26 части 2 статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; удовлетворить.</p> <p>2. Протест прокурора Республики Хакасия от 26 июля 2016 года &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;№ 22-17-2016 на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 27 и 29 части 2 статьи 10 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; отклонить.</p> <p>3. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию в целях приведения Закона Республики Хакасия &laquo;Об отходах производства и потребления&raquo; в соответствие с действующим законодательством подготовить проект закона Республики Хакасия &laquo;О внесении изменений в Закон Республики Хакасия &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&laquo;Об охране окружающей среды&raquo; и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.</p> </td> <td width="361"> <p>Изложить в следующей редакции:</p> <p>&laquo;<span>1. Протест прокурора Республики Хакасия от 26 июля 2016 года </span><span>№ 22-17-2016 </span><span>на абзац 8 части 1 статьи 5, абзацы 26, 27 и 29 части 2</span> <span>статьи 10, часть 3 статьи 32, часть 3</span> <span>статьи 47, часть 2 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 07 июля</span><span> 2004 года № 44 &laquo;Об охране окружающей среды&raquo; </span><span>удовлетворить.</span></p> <p><span>2. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию в целях приведения Закона Республики Хакасия &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&laquo;</span><span>Об охране окружающей среды</span><span>&raquo; в соответствие с действующим законодательством подготовить проект закона Республики Хакасия &laquo;О внесении изменений в Закон Республики Хакасия &laquo;</span><span>Об охране окружающей среды</span><span>&raquo; и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.&raquo;.</span></p> <p>Пункты 4 и 5 считать соответственно пунктами 3 и 4.</p> </td> <td width="99"> <p>Принять</p> </td> <td width="95"> <p>Принять</p> </td> <td width="71"> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> </tbody> </table>