32-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 22
О предложении Главы Республики Хакасия –
Председателя Правительства Республики Хакасия
о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы
в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона
«О внесении изменений в статьи 8 и 23(2) Федерального закона
«Об электроэнергетике»
Докладывает:
Пономаренко Марина Юрьевна председатель Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия
Материалы по рассматриваемому вопросу:
<p style="text-align: center;"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>О предложении Главы Республики Хакасия –</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>Председателя Правительства Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>в Государственную Думу Федерального Собрания</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>Российской Федерации проекта федерального закона</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О внесении изменений в статьи 8 и 23<sup>2 </sup>Федерального закона</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«Об электроэнергетике»</strong></p>
<p> </p>
<p>Рассмотрев предложение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 23<sup>2</sup> Федерального закона «Об электроэнергетике»,</p>
<p>Верховный Совет Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p>П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<ol>
<li>Одобрить предложение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 23<sup>2</sup> Федерального закона «Об электроэнергетике».</li>
<li>Поручить комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту разработать проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 23<sup>2</sup> Федерального закона «Об электроэнергетике» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.</li>
<li>Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</li>
</ol>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>26 октября 2016 года</p>
<p>№ 1185-32</p>
<p style="text-align: center;"> <strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О предложении Главы Республики Хакасия –</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>Председателя Правительства Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>в Государственную Думу Федерального Собрания</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>Российской Федерации проекта федерального закона</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О внесении изменений в статьи 8 и 23<sup>2</sup> Федерального закона</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«Об электроэнергетике»</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О предложении Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 23<sup>2</sup> Федерального закона «Об электроэнергетике»,</p>
<p style="text-align: justify;">Президиум Верховного Совета Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p style="text-align: justify;">1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О предложении Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 23<sup>2</sup> Федерального закона «Об электроэнергетике» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.</p>
<p>2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>24 октября 2016 года</p>
<p> </p>
<p>№ 303-п</p>
<p> </p>
<p style="text-align: right;">Председателю</p>
<p style="text-align: right;">Верховного Совета</p>
<p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;"> </p>
<p style="text-align: right;">В.Н. Штыгашеву</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">Уважаемый Владимир Николаевич!</p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">На основании статьи 86 Конституции Республики Хакасия, статьи 84 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия в порядке законодательной инициативы вношу предложение о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».</p>
<p style="text-align: justify;">Необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обусловлена наличием в Республике Хакасия особенностей структуры электропотребления, а также схемы присоединения крупнейшего потребителя ПАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» (далее - ВН1), на долю которого приходится свыше 70% потребления электрической энергии/мощности консолидированного баланса субъекта, к региональным электрическим сетям. Особенностью присоединения к электрическим сетям указанного потребителя является подключение к региональным электрическим сетям через договор аренды электросетевого хозяйства «последняя миля». Такой механизм позволяет удерживать тарифы на электрическую энергию для населения региона на одном из самых низких уровней в Российской Федерации за счет перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электрической энергии. В 2016 году объем перекрестного субсидирования населения составил 1,4 млрд руб., из них 0,53 млрд руб. приходится на РУСАЛ.</p>
<p style="text-align: justify;">Абзацем 3 пункта 9 статьи 8 35-ФЗ Республика Хакасия отнесена к регионам, где действие «последней мили» продлено до 01.07.2017, при этом ставка перекрестного субсидирования на 2014 год зафиксирована подпунктом 1.2. статьи 23.2 35-ФЗ в размере 129 руб./МВт.ч. с условием ее снижения в последующие периоды темпами, предусмотренными абзацем 3 подпункта 1.3. статьи 23.2 35-ФЗ. Для снижения последствий от ликвидации «последней мили» Правительством Республики Хакасия задействованы все возможные механизмы. Тем не менее, совокупность принятых мер не позволила исключить возникновение выпадающих доходов территориальных сетевых организаций уже в 2016 году с тенденцией роста в последующие периоды.</p>
<p style="text-align: justify;">Учитывая дотационность бюджета Республики Хакасия выделение бюджетных средств на покрытие выпадающих доходов территориальных сетевых организаций также невозможно.</p>
<p style="text-align: justify;">В отсутствие средств бюджетной системы неизбежен значительный рост тарифов, что негативно повлияет на формирование условий для развития среднего и малого бизнеса, а соответственно, неизбежно отразится и на населении региона.</p>
<p style="text-align: justify;">В качестве меры по выходу из сложившейся ситуации предлагаем рассмотреть и внести в Государственную Думу Российской Федерации проект закона, регламентирующий перевод Республики Хакасия в группу регионов, где продление договоров аренды электросетевого хозяйства предусмотрено до 01.07.2029 с условием поэтапного снижения ставки перекрестного субсидирования по алгоритму, зафиксированному в абзаце 1 подпункта 1.3. статьи 23.2 35-ФЗ для соответствующих регионов.</p>
<p style="text-align: justify;">Указанная мера позволит осуществить переход к экономически обоснованным тарифам на электрическую энергию для населения без значительных социальных и экономических последствий для всех категорий потребителей.</p>
<p> </p>
<p>Приложение: на 5 л. в 1 экз.</p>
<p> </p>
<p> <br /> </p>
<p>Глава Республики Хакасия -</p>
<p>Председатель Правительства</p>
<p>Республики Хакасия В.Зимин</p>
<p> </p>
<p style="text-align: right;">ПРОЕКТ</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</p>
<p style="text-align: center;">ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 8 И 23.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: right;">Принят</p>
<p style="text-align: right;">Государственной Думой</p>
<p style="text-align: right;"> </p>
<p style="text-align: right;"> </p>
<p style="text-align: right;">Одобрен Советом Федерации</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p><strong>Статья 1</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, Ст. 37; 2007, № 45, ст. 5427; 2008, № 29, ст. 3418; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, № 1, ст. 13; № 7, ст. 905; № 11, ст. 1502; № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590, 4596; № 50, ст. 7336, 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 27, ст. 3587; № 53, ст. 7616; 2013, № 14, ст. 1643; № 48, ст. 6165) следующие изменения:</p>
<p style="text-align: justify;">1) в части 9 статьи 8:</p>
<p style="text-align: justify;">а) в абзаце втором после слов «Республики Бурятия,» дополнить словами «Республики Хакасия,»;</p>
<p>б) в абзаце третьем слова «Республики Хакасия,» исключить;</p>
<p>2) в пункте 1.3 статьи 23.2:</p>
<p style="text-align: justify;">а) дополнить новыми абзацами пятым-седьмым следующего содержания:</p>
<p style="text-align: justify;">«Ставка перекрестного субсидирования в Республике Хакасия:</p>
<p style="text-align: justify;">с 1 января 2017 года устанавливается на уровне утвержденной на 1 января 2016 года;</p>
<p style="text-align: justify;">начиная с 1 июля 2017 года рассчитывается ежегодно как разность размера ставки в первом полугодии текущего периода регулирования и величины перекрестного субсидирования, составляющей не менее чем пять процентов от размера ставки перекрестного субсидирования по состоянию на 1 января 2014 года.»;</p>
<p style="text-align: justify;">б) абзацы пятый-девятый считать соответственно абзацами восьмым-двенадцатым.</p>
<p> </p>
<p><strong>Статья 2</strong></p>
<p> </p>
<p>Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.</p>
<p> </p>
<p>Президент</p>
<p>Российской Федерации В. ПУТИН</p>
<p style="text-align: center;"><strong>Пояснительная записка </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>к проекту изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обусловлена наличием в Республике Хакасия особенностей структуры электропотребления, а также схемы присоединения крупнейшего потребителя ПАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» (далее - ВН1), на долю которого приходится свыше 70% потребления электрической энергии/мощности консолидированного баланса субъекта, к региональным электрическим сетям. Особенностью присоединения к электрическим сетям указанного потребителя является подключение к региональным электрическим сетям через договор аренды электросетевого хозяйства «последняя миля». Такой механизм позволяет удерживать тарифы на электрическую энергию для населения региона на одном из самых низких уровней в Российской Федерации за счет перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электрической энергии. В 2016 году объем перекрестного субсидирования населения составил 1,4 млрд руб., из них 0,53 млрд руб. приходится на РУСАЛ.</p>
<p style="text-align: justify;">Федеральным законом от 06.11.2013 № 308-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее 35-ФЗ) в части, касающейся «последней мили».</p>
<p style="text-align: justify;">Абзацем 3 пункта 9 статьи 8 35-ФЗ Республика Хакасия отнесена к регионам, где действие «последней мили» продлено до 01.07.2017, при этом ставка перекрестного субсидирования на 2014 год зафиксирована подпунктом 1.2. статьи 23.2 35-ФЗ в размере 129 руб./МВт.ч. с условием ее снижения в последующие периоды темпами, предусмотренными абзацем 3 подпункта 1.3. статьи 23.2 35-ФЗ. Для снижения последствий от ликвидации «последней мили» Правительством Республики Хакасия задействованы все возможные механизмы: оптимизированы расходы на содержание электросетевых объектов территориальных сетевых организаций, исключены компании, не удовлетворяющие требованиям к организациям отрасли, тарифы на услуги по передаче электрической энергии в текущем периоде для потребителей группы «прочие» установлены с превышением параметров Прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на соответствующий период. Тем не менее, совокупность принятых мер не позволила исключить возникновение выпадающих доходов территориальных сетевых организаций уже в 2016 году с тенденцией роста в последующие периоды.</p>
<p style="text-align: justify;">В качестве источников компенсации могут рассматриваться тарифные и бюджетные. Вариант субсидирования некомпенсированных объемов перекрестного субсидирования из средств федерального бюджета неоднократно рассматривался на совместных совещаниях представителей органов исполнительной власти региона с представителями федеральных органов исполнительной власти. Также направлялись неоднократные обращения в адрес Министерства энергетики Российской Федерации, являющимся распорядителем средств федерального бюджета в рамках государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» и Министерства финансов Российской Федерации по вопросу выделения региону субсидии на покрытие убытков, вызванных ликвидацией механизма «последней мили». На обращения получены отказы, обоснованные отсутствием средств в федеральном бюджете на указанные цели, а также секвестированием подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики» в рамках программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».</p>
<p style="text-align: justify;">Учитывая дотационность бюджета Республики Хакасия выделение бюджетных средств на покрытие выпадающих доходов территориальных сетевых организаций также невозможно.</p>
<p style="text-align: justify;">В отсутствие средств бюджетной системы неизбежен значительный рост тарифов, что негативно повлияет на формирование условий для развития среднего и малого бизнеса, а соответственно, неизбежно отразится и на населении региона.</p>
<p style="text-align: justify;">В качестве меры по выходу из сложившейся ситуации предлагаем рассмотреть и внести в Государственную Думу Российской Федерации проект закона, регламентирующий перевод Республики Хакасия в группу регионов, где продление договоров аренды электросетевого хозяйства предусмотрено до 01.07.2029 с условием поэтапного снижения ставки перекрестного субсидирования по алгоритму, зафиксированному в абзаце 1 подпункта 1.3. статьи 23.2 35-ФЗ для соответствующих регионов.</p>
<p style="text-align: justify;">Указанная мера позволит осуществить переход к экономически обоснованным тарифам на электрическую энергию для населения без значительных социальных и экономических последствий для всех категорий потребителей.</p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПЕРЕЧЕНЬ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>иных нормативно - правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«Об электроэнергетике»</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Принятие изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребует внесение изменений в пункт 81 (4) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.</p>
<p style="text-align: center;"><strong>ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong> проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«Об электроэнергетике»</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.</p>