39-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 18
О протесте прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры
на часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года № 53-ЗРХ
«О порядке перемещения задержанных транспортных средств
на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов
на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств»
Докладывает:
Мешанков Валерий Викторович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту
Материалы по рассматриваемому вопросу:
<p style="text-align: center;"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong> </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>О протесте прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года № 53-ЗРХ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О порядке перемещения задержанных транспортных средств</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств»</strong></p>
<p> </p>
<p>Рассмотрев протест прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры от 16 июня 2017 года № 23/3-13/61-2017 на часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года № 53-ЗРХ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств»,</p>
<p>Верховный Совет Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p>П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<p>1. Протест прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры от 16 июня 2017 года № 23/3-13/61-2017 на часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года № 53-ЗРХ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств» отклонить.</p>
<p>2. Направить настоящее Постановление прокурору Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.</p>
<p>3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>28 июня 2017 года</p>
<p> № 1432-39</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>П О С Т А Н О В Л Е Н И Е</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О протесте прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года № 53-ЗРХ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О порядке перемещения задержанных транспортных средств</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств»</strong></p>
<p> </p>
<p>Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры на часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года № 53-ЗРХ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств»,</p>
<p>Президиум Верховного Совета Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры на часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года № 53-ЗРХ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.</p>
<p style="text-align: justify;">2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>26 июня 2017 года</p>
<p> </p>
<p>№ 200-п</p>
<p style="text-align: center;"><strong>Пояснительная записка</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong> </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О протесте прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года № 53-ЗРХ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О порядке перемещения задержанных транспортных средств</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств»</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры на часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года № 53-ЗРХ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств» (далее – Закон № 53-ЗРХ), согласно которому отдельное положение Закона № 53-ЗРХ противоречит федеральному законодательству.</p>
<p style="text-align: justify;">В протесте указано, что частью 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия № 53-ЗРХ предусмотрен возврат задержанного транспортного средства владельцу лишь после оплаты расходов, связанных с его перемещением и хранением на специализированную стоянку, что противоречит части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).</p>
<p style="text-align: justify;">Согласно части 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 КоАП РФ, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Таким образом, именно субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств.</p>
<p style="text-align: justify;">Установление и взимание платы за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства являются средством покрытия расходов, непосредственно связанных с оказанием данной услуги.</p>
<p style="text-align: justify;">Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 31 мая 2005 года № 6-П указал, что право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 года № 495-О-О).</p>
<p style="text-align: justify;">Отказ в выдаче разрешения на возврат транспортного средства в связи с невозмещением расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, не может рассматриваться в качестве ограничения права собственника этого транспортного средства, поскольку не лишает последнего получить транспортное средство после оплаты указанных расходов с последующей компенсацией этих расходов лицом, совершившим административное правонарушение.</p>
<p style="text-align: justify;">Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года № 984-О Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает возмещение оплаты расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение лицу, не совершавшему административное правонарушение, в связи с которым было применено задержание транспортного средства. Оплата расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение не является санкцией за административное правонарушение.</p>
<p style="text-align: justify;">Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым протест прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры отклонить.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Депутат</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.В. Мешанков</p>
<p style="text-align: center;">ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ<br /><br /></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА</strong></p>
<p style="text-align: center;"> 16.06.2017 № 23/3-13/61-2017</p>
<p style="text-align: right;">Председателю</p>
<p style="text-align: right;">Верховного Совета</p>
<p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;"><br />Штыгашеву В.Н.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПРОТЕСТ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><br /><strong>на ч. 3 ст. 4 закона Республики Хакасия от 28.06.2012 № 53-3PX</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong> «О Порядке перемещения задержанных транспортных средств </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на специализированную стоянку, их хранения, </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>оплаты расходов на перемещение и хранение,</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong> возврата задержанных транспортных средств»</strong></p>
<p style="text-align: left;"> </p>
<p style="text-align: justify;">Законом Республики Хакасия от 28.06.2012 № 53-3PX (в ред. Законов Республики Хакасия от 12.02.2013 № 05-ЗРХ, от 11.03.2015 № 15-ЗРХ) во исполнение ст. 27.13 КоАП РФ утвержден порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств на территории Республики Хакасия (далее - Закон Республики Хакасия № 53-3PX), который распространяется, в том числе на маломерные суда.</p>
<p style="text-align: justify;">В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Проверкой установлено, что часть 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия № 53-3PX не соответствует требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.</p>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p style="text-align: justify;">С 01.09.2016 в законную силу вступили изменения в ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ, согласно которым перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие npименение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.</p>
<p style="text-align: justify;">Таким образом, с 01.09.2016 возврат задержанного транспортного средства, в том числе маломерного судна владельцу должен осуществляться при указанных выше условиях вне зависимости от оплаты последним стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства.</p>
<p style="text-align: justify;">Однако частью 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия № 53-3PX предусмотрен возврат задержанного транспортного средства владельцу лишь после оплаты расходов, связанных с его перемещением и хранением на специализированной стоянке.</p>
<p style="text-align: justify;">Указанные требования Закона Республики Хакасия № 53-3PX противоречат федеральному законодательству и создают дополнительные административные барьеры для граждан.</p>
<p style="text-align: justify;">Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, создание завышенных требований и условий для возврата задержанного транспортного средства владельцу является коррупциогенным фактором.</p>
<p style="text-align: justify;">На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,</p>
<p style="text-align: center;">ПРЕДЛАГАЮ:</p>
<p style="text-align: justify;">1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Верховного Совета Республики Хакасия. О дне и времени рассмотрения уведомить Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру.</p>
<p style="text-align: justify;">2. Привести ч. 3 ст. 4 закона Республики Хакасия от 28.06.2012 № 53- ЗРХ «О Порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств» в соответствие с требованиями федерального законодательства.</p>
<p style="text-align: justify;">3. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщить в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>И.о. прокурора</p>
<p> </p>
<p>государственный советник</p>
<p>юстиции 3 класса Д.А. Костенко</p>