41-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 24
Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия
«К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации В.В. Володину
об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»
Докладывает:
Комаров Сергей Владимирович заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия – председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике
Материалы по рассматриваемому вопросу:
<p style="text-align: center;"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>Российской Федерации В.В. Володину</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»</strong></p>
<p> <br />Верховный Совет Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p>П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<p>1. Принять обращение Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину об оказании финансовой помощи Республике Хакасия».</p>
<p>2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину.</p>
<p>3. Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Максимовой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.А. Серебренникову и В.А. Петренко с просьбой ходатайствовать перед федеральными органами государственной власти о положительном решении вопросов, поставленных в указанном Обращении.</p>
<p>4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>25 октября 2017 года</p>
<p>№ 1502-41</p>
<p style="text-align: center;">ОБРАЩЕНИЕ</p>
<p style="text-align: center;">Верховного Совета Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: center;"><strong> </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>Российской Федерации В.В. Володину</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>об оказании финансовой помощи Республике Хакасия</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;">Уважаемый Вячеслав Викторович!</p>
<p> </p>
<p>В настоящее время в Республике Хакасия сложилась катастрофическая ситуация в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования.</p>
<p>Недостаток средств на обеспечение расходных обязательств привел к тому, что в республике, располагающей богатейшими природными ресурсами, транспортной, энергетической инфраструктурой, металлургической и угольной отраслями промышленности, в 2016 году сложился самый высокий дефицит бюджета среди субъектов Российской Федерации, а государственный долг бюджета по итогам 2017 года составит 24,7 млрд рублей (137 процентов от собственных доходов), из них 17,9 млрд рублей – коммерческий долг.</p>
<p>В результате ранее проведенных налоговых реформ (в том числе в части отмены налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, централизации водного налога, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и др.) за прошедшие годы Республика Хакасия потеряла более 10 млрд рублей.</p>
<p>При этом нагрузка на бюджет значительно возросла в связи с выполнением делегированных республике государственных полномочий, не подкрепленных финансовыми источниками, а также с финансовым обеспечением майских указов Президента Российской Федерации, на реализацию которых с 2012 года пришлось направить более 6 млрд рублей. В итоге рост расходных полномочий заметно превысил рост доходов, что привело к необходимости привлечения кредитных ресурсов в коммерческих банках и к дополнительным расходам бюджета на их обслуживание.</p>
<p>В связи с разрывом между доходами и расходами только в 2016 году государственный долг республики вырос на 6,2 млрд рублей. В результате расходы на обслуживание государственного долга в текущем году составили 2,5 млрд рублей (!), или более 14 процентов от собственных доходов.</p>
<p>Все это привело к критическому росту задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, за выполненные работы (услуги) для государственных и муниципальных нужд. На 01 октября 2017 объем кредиторской задолженности составил 6,5 млрд рублей, в том числе просроченной – 4,3 млрд рублей. Наличие просроченной кредиторской задолженности вызвало массовые блокировки счетов муниципальных учреждений, включая школы, детские сады, в которых в связи с этим возникли проблемы с питанием и подвозом детей. Тем самым создалась реальная угроза остановки деятельности данных учреждений.</p>
<p>Вместе с тем от принимаемых на федеральном уровне решений, влияющих на доходную часть региональных бюджетов, республика продолжает терять серьезный объем средств. В частности, потери консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2017 – 2020 годах в связи с уменьшением нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций, а также по акцизам на нефтепродукты составят ежегодно порядка 750 млн рублей.</p>
<p>А обнуление налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Республики Хакасия, в связи с действием Федерального закона от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» приведет к бюджетным потерям в размере более 4,2 млрд рублей, при этом региональные органы власти не вправе повлиять на предусмотренную указанным Федеральным законом процедуру применения налоговых льгот.</p>
<p>В условиях необходимости сокращения государственного долга, выполнения требований Министерства финансов Российской Федерации по приведению долговой нагрузки к согласованным параметрам невозможно обеспечить социальные расходы, не говоря уже о расходах на развитие.</p>
<p>Несмотря на все меры, принимаемые органами власти республики для обеспечения сбалансированности бюджета (в части мобилизации доходов, оптимизации расходов, отмены налоговых льгот и отдельных видов социальной поддержки), без финансовой поддержки из федерального бюджета с создавшейся ситуацией самостоятельно не справиться.</p>
<p>Данные обстоятельства и нерешение существующих проблем в ближайшее время неминуемо приведут к массовому недовольству населения и социальному взрыву, в связи с чем мы настоятельно просим при рассмотрении проекта федерального закона № 274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» принять решение по следующим вопросам:</p>
<p>1) оказать Республике Хакасия разовую финансовую помощь на погашение просроченной кредиторской задолженности в размере 4,3 млрд рублей;</p>
<p>2) пересмотреть размер финансовой помощи Республике Хакасия с учетом компенсации выпадающих доходов бюджета от принятых на федеральном уровне решений и расходных обязательств, в том числе делегированных с федерального уровня, установив его в размере не менее 6 млрд рублей ежегодно;</p>
<p>3) выделить 17,9 млрд рублей на погашение коммерческих заимствований Республики Хакасия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>25 октября 2017 года</p>
<p style="text-align: center;">РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</p>
<p style="text-align: center;">ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: right;">Проект</p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;">П О С Т А Н О В Л Е Н И Е</p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;">Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: center;">«К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания</p>
<p style="text-align: center;">Российской Федерации В.В. Володину</p>
<p style="text-align: center;">об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»</p>
<p style="text-align: center;"> <br />Верховный Совет Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p>П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<p>1. Принять обращение Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину об оказании финансовой помощи Республике Хакасия».</p>
<p>2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину.</p>
<p>3. Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Максимовой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.А. Серебренникову и В.А. Петренко с просьбой ходатайствовать перед федеральными органами государственной власти о положительном решении вопросов, поставленных в указанном Обращении.</p>
<p>4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>___ ____________ 2017 года</p>
<p> </p>
<p>№ __________</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">ОБРАЩЕНИЕ</p>
<p style="text-align: center;">Верховного Совета Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;">К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания</p>
<p style="text-align: center;">Российской Федерации В.В. Володину</p>
<p style="text-align: center;">об оказании финансовой помощи Республике Хакасия</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Уважаемый Вячеслав Викторович!</p>
<p> </p>
<p>В настоящее время в Республике Хакасия сложилась катастрофическая ситуация в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования.</p>
<p>Недостаток средств на обеспечение расходных обязательств привел к тому, что в республике, располагающей богатейшими природными ресурсами, транспортной, энергетической инфраструктурой, металлургической и угольной отраслями промышленности, в 2016 году сложился самый высокий дефицит бюджета среди субъектов Российской Федерации, а государственный долг бюджета по итогам 2017 года составит 24,7 млрд рублей (137 процентов от собственных доходов), из них 17,9 млрд рублей – коммерческий долг.</p>
<p>В результате ранее проведенных налоговых реформ (в том числе в части отмены налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, централизации водного налога, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и др.) за прошедшие годы Республики Хакасия потеряла более 10 млрд рублей.</p>
<p>При этом нагрузка на бюджет значительно возросла в связи с выполнением делегированных республике государственных полномочий, не подкрепленных финансовыми источниками, а также с финансовым обеспечением «майских» Указов Президента Российской Федерации, на реализацию которых с 2012 года пришлось направить более 6 млрд рублей. В итоге рост расходных полномочий заметно превысил рост доходов, что привело к необходимости привлечения кредитных ресурсов в коммерческих банках, и к дополнительным расходам бюджета на их обслуживание.</p>
<p>В связи с разрывом между доходами и расходами только в 2016 году государственный долг республики вырос на 7,1 млрд рублей. В результате расходы на обслуживание государственного долга в текущем году составили 2,5 млрд рублей (более 14 процентов от собственных доходов)!</p>
<p>Все это привело к критическому росту задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, за выполненные работы (услуги) для государственных и муниципальных нужд. На 01 октября 2017 объем кредиторской задолженности составил 6,5 млрд рублей, в том числе просроченной – 4,3 млрд рублей. Наличие просроченной кредиторской задолженности вызвало массовые блокировки счетов муниципальных учреждений, включая школы, детские сады, в которых в связи с этим возникли проблемы с питанием и подвозом детей. Тем самым создалась реальная угроза остановки деятельности данных учреждений.</p>
<p>Вместе с тем от принимаемых на федеральном уровне решений, влияющих на доходную часть региональных бюджетов, республика продолжает терять серьезный объем средств. В частности, потери консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2017 – 2020 годах в связи с уменьшением нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций, а также по акцизам на нефтепродукты составят ежегодно порядка 750 млн рублей.</p>
<p>А обнуление налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Республики Хакасия, в связи с действием Федерального закона от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» приведет к бюджетным потерям в размере более 4,2 млрд рублей, при этом региональные органы власти не вправе повлиять на предусмотренную указанным Федеральным законом процедуру применения налоговых льгот.</p>
<p>В условиях необходимости сокращения государственного долга, выполнения требований Министерства финансов Российской Федерации по приведению долговой нагрузки к согласованным параметрам невозможно обеспечить социальные расходы, не говоря уже о расходах на развитие.</p>
<p>Несмотря на все меры, принимаемые органами власти республики для обеспечения сбалансированности бюджета (в части мобилизации доходов, оптимизации расходов, отмены налоговых льгот и отдельных видов социальной поддержки) без финансовой поддержки из федерального бюджета с создавшейся ситуацией самостоятельно не справится.</p>
<p>Данные обстоятельства и нерешение существующих проблем в ближайшее время неминуемо приведут к массовому недовольству населения и социальному взрыву, в связи с чем мы настоятельно просим при рассмотрении проекта федерального закона № 274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» принять решение по следующим вопросам:</p>
<p>1) оказать Республике Хакасия разовую финансовую помощь на погашение просроченной кредиторской задолженности в размере 4,3 млрд рублей;</p>
<p>2) пересмотреть размер финансовой помощи Республике Хакасия с учетом компенсации выпадающих доходов бюджета от принятых на федеральном уровне решений и расходных обязательств, в том числе делегированных с федерального уровня, установив его в размере не менее 6 млрд рублей ежегодно;</p>
<p>3) выделить 17,9 млрд рублей на погашение коммерческих заимствований Республики Хакасия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>____ ____________ 2017 года</p>